XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция IV 222 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки стиля не вполне соответствуют конкретным ситуациям, в которых писались письма. Так, отправитель письма cb, написанного во время военных действий, должен бы приказывать адресату, но он в рамках правил может лишь сове- товать ему вернуться на позиции: «палагцев (Палаг — название крепости) тогда послать в крепость, чтобы она не попала к врагам и ты, господин, не расстроился, [потеряв ее]» (8: ι παλγυ οαρηλο αβο ι λιζο φο ϸ τηιο κοοαδο , 9: ι λιζο αβο λρουμινανο να ϸ αοαδο οτο το , 10: χοηο αβο πασο νηρασηιο ). Как показывает содержание писем, равные нобили были ядром бактрийской знати, но выше и ниже их на социальной лестнице стояли также другие лица. Верхний слой составляли, видимо, крупнейшие землевладельцы, в обраще- ния к которым авторы писем включали самоуничижительные выражения, нижний — служилая прослойка, образовывавшая основной корпус военных сил. Так, в письме ca двум «дорогим братьям» сказано выводить всех своих всадников из города (области?). Вне сословия нобилей остаются Кушаншах с семьей и простой народ. Об их взаимоотношениях с нобилитетом читаем в письмах ba и cr. В первом царевна, ставя в обращении на первое место свое собственное имя и имя Кушаншаха, а уже потом упоминая имя адресата, известного нобиля Хвадеванинда, тем самым проводит четкую границу между собой и высшей знатью. Аналогичный порядок имен наблюдается в письме cr, где нобиль, господин Керав, обраща- ется к простолюдинам, требуя у них вернуть долг кому-то третьему, видимо, его вассалу. На основании исследованных писем социальную структуру Бактрии того времени можно представить в виде такой иерархии: 1) Кушаншанх и его семья, 2) высший нобилитет, знатные землевладельцы, 3) средний нобилитет, главы родов, большесемейных общин, в письмах называющие друг друга «братьями», 4) низший нобилитет, всадники (письмо ca), 5) про- столюдины. Кроме перечисленных страт есть также писцы, например, Пидук из письма cp, по статусу равный, похоже, землевладельцу Навазу Харагану, или Спий, «заверивший» письмо cr ( σπιο λαβιρο παροοαναγο ), и приказчики, такие как Бурзмихр Харан, автор письма bg или Гарсуг- хостиг , автор письма ci. В письме cf также упоминаются рабы и наложницы. Более поздним временем датируется контракт об освобождении раба (документ F, 27.06.470 н. э., Кадагстан). Еще одна важная категория, встречающаяся в документах, — «свободные» (букв. «свободные сыны» или «свободный народ», αζαδοβοργανο/ζαδοβοργανο и  αζαδοκαρανο ). В интересующий нас период они упоминаются в документе A. Почти во всех более поздних юри- дических контрактах, они чаще всего фигурируют как свидетели и опреде- ляются по месту заключения договора. Приведенная выше социальная структура бактрийского общества является достаточно обобщенной и примерной, требующей дальнейшей детализации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=