XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 276 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Бойко В.С. (АлтГПУ, Барнаул) Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР в политике России в конце 2010-х годов: федеральное и региональное (алтайское) измерение Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) — крупнейший регион на северо-западе КНР, более половины населения которого составляют пред- ставители неханьских национальностей. Несмотря на многолетние усилия пекинских властей ассимилировать эти народы, и значительные средства, отпущенные на развитие Синьцзяна в рамках стратегии развития западных районов страны в конце XX — начале XXI вв., а с 2013 г. и для реализации инициативы «Один пояс, один путь», в которой СУАР отводится важная роль площадки для многих инфраструктурных проектов, эта территория до сих пор остается зоной этно-культурного и этно-политического напряжения. Цель дан- ного сообщения—анализ роли и места СУАР КНР в китайской политике России в конце 2010-х гг. Исследование базируется на текущих данных российских и зарубежных СМИ и полевых материалах автора второй половины 2010-х гг. Угроза безопасности и стабильности КНР и конкретно СУАР резко возросла в начале 2018 г., когда в связи с разгромом основных сил ИГИЛ на Арабском Востоке и изменениями в стратегии США и их союзников на Западе и Востоке в свете событий в Сирии, Ираке, Турции, Саудовской Аравии и др., началась массовая переброска формирований «международного терроризма» из мест их дислокации в пределах предполагаемого «эмирата Хорасан» в другие районы, проблемные территории и государства — прежде всего в Центральную Азию. Узбекистан— самое густонаселенное государство региона, в нем сохрани- лись остатки экстремистского подполья и осуществляется сложный переход от авторитарного к авторитарно-либеральному режиму. Подобная же уязвимость характерна для Таджикистана и Киргизстана: в первом случае из-за угроз, исходящих из соседнего Афганистана в связи с активностью на севере (Балх, Кундуз и др.) движения Талибан, а во втором—по причине перманентной вну- триполитической нестабильности и многостороннего внешнего вмешательства. В данных условиях КНР и конкретно СУАР становится главной мишенью международного терроризма и экстремизма. Соответственно, актуальной ста- новится разработка и проведение правильной политики России по широкому спектру вопросов Синьцзяна на федеральном и местном уровнях. Хотя СУАР граничит лишь с одним субъектом РФ—Республикой Алтай, для этой цели сле- дует задействовать весь возможный потенциал федеральных ведомств, включая центральные академические учреждения и местное экспертное сообщество. Учитывая особую чувствительность китайской стороны к проблематике СУАР, рассматривающей многие эпизоды такого рода, как вмешательство во вну- тренние дела КНР, и напряженность обстановки в этом регионе, необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=