XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 304 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки он должен был написать данное произведение и посвятить его караханидскому правителю Султану Сатук Бугра-хану Гази 1 . Как отмечал В. П. Юдин, в руках адептов Увайсийа на территории Вос- точного Туркестана агиографические сочинения (« Тазкира-йи Бугра-хан », « Тазкира-йи аулийа’ ») оказывались средством воздействия на умы и сердца всех слоев населения, включая ханов и их окружение, орудием борьбы за упрочение позиций Увайсийа в противовес другим религиозно-политическим группировкам 2 . Исследование истории Увайсийа на территории Восточного Туркестана прошлых столетий базируется на сведениях о деятельности шейхов- увайсийа , проповедовавших ислам в данном регионе, зафиксированных в « Тазкира-йи Бугра-хан ». Идеи увайс ов легли в основу многих средневековых исторических трудов. В теории средневекового суфизма присутствует понятие ал-‘Илм ал-ла- дуни , смысл которого сводится к способу обретения божественного знания без посредничества человека. Для ал-‘Илм ал-ладуни главным условием является передача духовной культуры из поколения в поколение — инициирование персонифицированным духом умершего (концепция увайси ) 3 . Основоположником Увайсийа является личность, мистически связанная с пророкомМухаммадом—Увайс ал-Карани. Эта легендарная личность приоб- рела особенную популярность в мусульманском мире. Узнав о том, что в битве при Бадре пророкуМухаммаду выбили камнем один зуб, в припадке фанатизма Увайс ал-Карани пожелал сделать то же, но не зная какого именно зуба лишился Пророк, выбил у себя все 32 зуба. В связи с этим событием ассоциируется появление мусульманских четок: как писал В. А. Гордлевский, тридцать два зуба Увайс ал-Карани и один зуб Пророка составили основное ядро четок 4 . Как отмечает А. А. Хисматулин, традиция Увайсийа, уходящая корнями в доисламский период, была воспринята исламскими мистиками во всех регио- нах распространения суфизма. Последователи Увайсийа учат тому, что человек самостоятельно, без шейха, указывающего путь, может постичь божество. В эту традицию успешно вошли доисламские пророки Ибрахим, Муса, Нух, Илйас, Иса, Сам и другие, а также известный среди мусульман легендарный «святой» ал-Хыдр (Хызр) 5 . 1 Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ АН РУз под инв. № 862. Л. 4б. 2 Юдин В. П. Анонимное тюркоязычное сочинение второй половины XVI в. из Восточного Туркестана «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» // Вопросы истории и культуры уйгуров. Алма-Ата, 1987. С. 6–7. 3 Хисматулин А. А. Ал-‘Илм ал-ладуни // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. Т. 1. М., 2006. С. 156–157. 4 Гордлевский В. А. Избранные сочинения. М.: Наука, 1960. Т. I.. С. 476. 5 Хисматулин А. А. Суфизм. СПб.: Азбука–классика, Петербург. восток-ие, 2003. С. 42–44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=