XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 303 Таким образом, изученный нами «Диван» Хушхала Гариби показывает, насколько сильным было влияние тарикат а Накшбандийа в XIX в. на терри- тории Восточного Туркестана, где наряду с классической светской развива- лась и суфийская поэзия. В рамках тюркской литературы ее развитие по сей день остается малоизученным, имена многих поэтов-суфиев и их наследие по-прежнему находятся вне поля внимания исследователей. Изучение этой части литературного наследия тюркских народов представляется перспектив- ным направлением востоковедных исследований. Молотова Э. М. (Институт востоковедения, Алма-Ата) Письменные памятники Восточного Туркестана об аулийа’ В жизни населения Восточного Туркестана аулийа’ (святые) играли значи- тельную идеологическую, политическую, духовную и хозяйственную роль, пользовались известностью и способствовали распространению ислама среди тюркских народов Центральной Азии. Они и по сей день, считаются «свя- тыми», их гробницы являются местами поклонения и паломничества людей. Ритуал паломничества к таким местам утвердил культ «святых» и сакральный статус этих могил. В течение столетий возникали подобные «места посеще- ний» ( мазары ), куда обращались для исцеления от разнообразных болезней или за помощью при любом несчастье. Мазар ы составляют важную часть монументальных построек, относящихся к периоду мусульманского сред- невековья. Многие святые места Восточного Туркестана непосредственно связаны с именами шейхов, оставивших заметный след в истории и культуре населе- ния изучаемого ареала. Повествования об истории ислама в данном регионе и жизнедеятельности аулийа’ дают возможность дополнить сведения, зафик- сированные в таких нарративных трудах, как « Тазкира-йи Бугра-хан », « Тазки- ра-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки », « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » и др. На сегодняшний день данное направление исследования особенно акту- ально для изучения «белых пятен» в истории тюркских народов Центральной Азии. Подобное исследование дает возможность объективно осмыслить вопросы, связанные с деятельностью аулийа’ , их роли в распространении ислама и его традиций среди народов данного региона. Одним из малоизученных агиографических сочинений является « Тазки- ра-йи Бугра-хан » («Жизнеописание Бугра-ханов»), раскрывающее жизнедея- тельность 40 старцев- увайс ов и 12 стариц- увайс ов. В период раннего ислама на территории Восточного Туркестана увайс ы внесли свою лепту в распростране- ние идей мусульманской веры. Причину составления « Тазкира-йи Бугра-хан » анонимный автор объясняет тем, что у него было видение, согласно которому

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=