XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 323 британский опыт колониального школьного образования почти единогласно признавался неправильным и пагубным. При этом 1883 г. стал своеобразным рубежом для французского образования в Алжире, так как школа после этого становится светской, а вместо «закона Божьего» начинают преподаваться основы этики («изгнание Бога из школы»). В российском случае этого не произошло. Что касается британского варианта, то есть распространения английских школ в Индии по системе, предложенной Томасом Маколеем (1800–1859) и поддержанной лордом Уильямом Бентинком (1774–1839) в 1830-е гг., то она и вовсе была направлена на прямое насаждения англий- ского языка и культуры без попыток преподавать национальные языки и религию. Русские чиновники не переставали следить за тем, как развиваются собы- тия в системе европейского колониального образования и в последующие годы. Н. П. Остроумов цитируя русского путешественника, побывавшего в Алжире уже в 1890-е гг., критикует французскую администрацию за отсут- ствие в школьной программе для туземцев религии (ислама) и с удивлением вопрошает: «не слишком ли энергично стараются пришельцы заставить туземцев забыть свой родной язык?» 1 В одном из дел фонда Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) содержатся обширные материалы по этому поводу, в частности записки из Парижа о том, как устро- ены колониальные школы в Африке, а также из Калькутты — о том же, но уже в британском исполнении. Есть сведение от посла в Константинополе о том, что происходит с христианскими школами в Турции. 2 Эти документы относятся уже к 1911–1915 гг., но вновь речь не идет о прямом заимствовании или копировании. В любом случае, «обвинения» русских властей в повторении колониальной практики Франции или Великобритании представляются преж- девременными. В то же время, российский опыт создания русско-туземных школ для мусульман и российская система образования тоже оказались не совсем удачными. Цель доклада состоит в том, чтобы проанализировав особенности запад- ноевропейского и российского подхода к образованию для мусульман в конце XIX—начале XX вв., попытаться ответить на вопрос, насколько оригинальным был российский подход и в чем именно скрывались причины неудач российской политики в области образования для мусульман. 1 Остроумов Н. П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестан- ском крае // Журнал министерства народного просвещения. 1906, февраль, с. 113–166. C. 154. 2 РГИА, Ф. 821, Оп. 133, Д. 468. О мусульманских школах и о мероприятиях, направленных к подчинению мусульманских школ ведению министерства народного просвещения. 21 апреля 1911 — 12 марта 1915 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=