XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 324 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Сулейманян А. Г. (МГППУ; журнал «Всемiрный путешественник», Москва) Армяне-халкидониты в Центральной Азии: происхождение христианского монастыря на берегах Иссык-Куля На наш взгляд, значительный научный интерес представляет загадка армянского монастыря, ныне скрытого под водой озера Иссык-куль, поскольку уровень озера постоянно колеблется. Его «открыл» П. С. Семенов-Тяньшан- ский: в Венеции, во время заграничной командировки в 1851–1853 гг., Изучая знаменитуюКаталонскую карту мира, составленную в 1375–1377 гг. Авраамом и Иегуди Крескесами, он обратил внимание на изображение здания с крестом, расположенное на северном берегу Иссык-Куля. Рядом имелась надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом. Как сообщается в книге «Восточный Туркестан в древности и раннем Средневековье», «надписи на… армянском языке на христианских надгро- биях XIII–XIV в.в. <известны> из района Бишкека и Токмака» 1 . Но как могли армянские монахи оказаться на берегах Иссык-Куля? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, необходимо вспомнить историюАрмянской церкви 2 . ВV веке большинство нахараров 3 и духовенства не приняли Символ Веры Вселенского Халкидонского Собора 4 и образовали отдельную церковь. Но не все армяне ушли в раскол; около трети остались верны вере отцов и сохранили единое вероисповедание с Константинополем: их называли в то время «халкидони- тами», т. к. они приняли Символ Веры Халкидонского Собора 5 . Наименее вероятна, по нашему мнению, гипотеза об основании монастыря по представителями Армяно-Григорианской церкви. Армяно-Григорианская Церковь не занималась миссионерством и трудно назвать причины, по которым монахи могли переселиться в неизвестную страну. Католики же, напротив, активно занимались прозелитизмом. Как известно, первое известие о монастыре относится к 1375 году. Учитывая централизацию управления в католической церкви, трудно представить, чтобы армяне-католики по собственному усмотре- нию решились обосноваться на берегу Иссык-Куля без благословления Святого 1 Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1992. С. 542. 2 См., например: Краткий очерк истории Армянской Восточной Церкви. М., 1872. 3 Представители наиболее значительных дворянских родов со времен Аршакидской династии в Армении. 4 Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 г. 5 На эту тему есть замечательные исследования В. А. Арутюновой-Фиданян «Армя- не-халкидониты на восточных границах Византийской империи». Ереван: «Айастан», 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=