XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 325 Престола, а если бы такое решение было принято в Риме, об этом обязательно сохранились бы письменные свидетельства в папском архиве и в записках Рубрука. Но никаких инструкций от папской канцелярии навестить своих братьев в сердце Азии — что выглядело бы совершенно логично — Рубрук не получил. Мы предполагаем, что миссионерами, основавшими обитель на Иссык- Куле, были православные армяне. Каковы основания для такого вывода? У Н. Я. Марра есть работа под названием «Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах», опубликованная в 1906 году. В ней рассматриваются взаимоотношения восточных христиан различных конфессий, и преимущественно армян, разделившихся на григо- риан, православных и католиков. В частности он сообщает, что «до сих пор (т. е. в начале ХХ века, до геноцида 1915 г. — А. С .) в бассейне Евфрата, <…> недалеко от Диарбекира, армяне-халкидониты сохранили свой родной язык в богослужении». «Колония армян-халкидонитов, аркаунов, живших одной жизнью с сирий- скими мелькитами 1 , существовала в Средней Азии с VIII века, и от них-то, быть может, и усвоили монголы в XIII веке непосредственно или посредственно термин аркаун» 2 . Таким образом, время пребывания армян-халкидонитов в Центральной Азии и время создания Каталонской карты совпадают. Есть и другое, косвенное свидетельство, подтверждающее нашу гипотезу. Например, путешествие христианского миссионера Олопена в Китай в 636 г.: «В то время как светлейший император Тай-цзун 3 [Ли Ши-минь] во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ, и мудро управляя им, в царстве великийЦинь [Сирия] жил человек высокой добродетели, по имени Олопен… преодолевший [все] трудности и опасности [путешествия в Китай] 4 . Вполне обоснованно предположить, что Олопен был представителем ортодоксальной церкви, и знал, что на пути в Китай он встретит единоверцев. Султангазы Г. Ж. (Университет КАЗГЮУ, Астана) Казахское представительство в Государственной Думе I и II созывов Важность изучения деятельности национальной интеллигенции обо- значена тем фактом, что небольшая группа казахских интеллектуалов 1 Христиане Сирии, сохранившие после Халкидонского собора верность право- славию, а не принявшие, как многие сирийцы, в монофизитство или несторианство. 2 Марр Н. Я., с. 67–68. 3 Тай-цзун— (кит. 太宗 , пиньинь Tàizǔ, буквально «Великий предок») посмертный титул (мяо хао), присваиваемый в Китае представителям некоторых династий. 4 Хенниг Р. Неведомые земли. М.: «Иностранная литература»,1961 г. Т. 2. С. 109.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=