XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Древнего Востока к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 343 В старошумерских текстах нет теофорных имен, в составе которых встреча- ются имена Бильгамес, Энкиду или Хувава. Нет и обычных имен собственных в честь этих героев 1 . В старошумерских текстах впервые встречаются мужские имена собствен- ные 2 типа -u 4 –su 3 -še 3 : Ti-u 4 -su 3 -še 3 «Жизнь (на) долгие дни», Bara 2 -u 4 -su 3 -še 3 «пре- стол (на) долгие дни». В эпоху III династииУра появляются имена Lugal-u 4 -su 3 -še 3 “царь (на) долгие дни”, d Šul-gi-u 4 -su 3 -še 3 «Шульги (на) долгие дни». Все имена такого типа связаны с благопожеланиями царю или царствующему дому. Имя Zi-u 4 -su 3 -ra не встречается вовсе, но оно является формулой благопожелания в законах царя I династии Исина Липит-Иштара: nam-ti zi-u 4 -su 3 ĝal 2 saĝ-e-eš ḫe 2 -rig 7 -ga «пусть обладание жизнью (на) долгие дни будет ему даровано!» (стрк. 454–455). Таким образом, имя человека, спасенного богами от потопа, является искусственной идеологической конструкцией, связанной с идеей вечной царской власти. И сам этот персонаж вряд ли старше начала II тыс. до н. э. В саргоновский период появляется имя d En-ki-du и топоним ki- d En-ki-du «место (почитания) Энкиду». В обоих случаях Энкиду почитается как боже- ство. Более того, в «Цилиндре Бэртона» мы видим оппозицию: Энкиду связан с плодородной землей Ниппура, а Энлильду — с пустошью (X 13). Тогда же появляется и имя собственное Ur- d Bil 3 -ga-mes «раб Бильгамеса». В эпоху III династии Ура возникают имена собственные Lu 2 - d En-ki-du «Человек Энкиду» и даже Ur- d En-ki-du «раб Энкиду». А при третьем царе этой династии Амар-Суэне Энкиду включен в список божеств, получающих постоянные жертвоприношения. Причем Бильгамеса в этом списке нет. Тогда же, при III династии Ура, уже с эпохи Шульги появляются мужчины с именем Ḫu-wa-wa, но без детерминатива DINGIR перед именами. Имя Si-du-ri, как показал И. М. Дьяконов, хурритского происхождения и раскрывается как *šid-uri “тот, кто создает; созидатель, родительница” 3 . Имя Ur- d šanabi является очень древним по происхождению и впервые встре- чается в надписи Ур-Нанше как имя супруга Нанше Ur- d Nimin 4 . Это означает «раб (числа) 40», а 40 — священное число Энки. О чем могут говорить эти данные? На их основе можно предположить, что Бильгамес изначально был не божеством, а мужчиной, жившим в РД II. К этому же времени относится его обожествление. Напротив, Энкиду изначально был божеством, и его культ не был связан с культом Бильгамеса. Хувава с конца 1 Balke T. E. Das altsumerische Onomastikon. Namengebung und Prosopografie nach den Quellen aus Lagas (dubsar 1). Münster, 2017. 2 Далее мужские имена собственные цитируются по базе данных Cuneiform Digital Library Initiative: https://cdli.ucla.edu/index.html (дата доступа: 11.01.2019). 3 Diakonoff I. M., Jankowska N. B. An Elamite Gilgameš Text from Argištihenele // Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie. 1990. Bd. 80. P. 113. 4 Frayne D. R. Presargonic Period (270–2350 BC). Toronto, 2008. P. 104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=