XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Литература стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 379 Кокова Ю. Г. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Гимны «Бхагавата-пураны» Санскритский гимн как важнейшая жанровая форма религиозной поэзии древней и средневековой Индии восходит к гимнам «Ригведы». В эпосе и ранних пуранах этот жанр обретает комплекс характерных структурно-семан- тических компонентов, а также включается в устойчивую речевую ситуацию: восхваление божества и его ответное обращение к адресанту и дар, как пра- вило, сопряженный с теофанией. Таким образом, коммуникативная функция гимна связывается с восходящим к ведийскому ритуалу обменом дарами между божествами и их адептами 1 . В докладе предполагается проследить эволюцию жанра в текстах бхакти, религиозно-философского учения, отвергающего ведийскуюмодель отношений между богом и человеком и призывающего к достижению личного контакта с Богом, осознания человеком сопричастности Богу. Исходя из этого, избрана для анализа гимнография именно «Бхагавата-пураны», которая почитается в кришнаитском направлении вишнуизма как священный текст, а также счи- тается первым наиболее ярким выражением идей «эмоционального бхакти» (определение Ф. Харди). Отдельный интерес представляет собой стилистическое взаимодействие пуранической традиции с поэзией кавья и, шире, с классической санскритской литературой, поскольку «Бхагавата»—одна из поздних средневековых пуран, сложившаяся, по всей видимости, не ранее IX в. В «Бхагавата-пуране» около 50 текстов, которые либо сама пурана назы- вает гимнами (stuti, stave, stavana), либо они выделяются как таковые на основании характерной лексики и хвалебных формул. Анализ этих текстов позволяет наблюдать как преемственность традиции, так и существенные изменения в форме и содержании гимнов. Во многих эпизодах обращение к божеству сопрягается с практикой йогического сосредоточения, что меняет функциональную нагрузку гимна: в нем адресант сообщает те истины, которые открылись ему в результате его медитативных усилий. Так, в пространном поучении Капилы, легендарного основателя санкхьи, гимны выполняют роль обрамления религиозно-философских рассуждений наставника и его супруги (Бхагавата-пурана, 3.21–33). В прославительных обращениях к Вишну или Кришне, вложенных в уста персонажей, воплощающих в себе идеал бхакта, истинного приверженца Бога, нередко отсутствует характерная для ранних эпико-пуранических гимнов просьба о даре, поскольку сам факт контакта с Богом уже воспринимается адресантом как высшая награда. 1 Невелева С. Л. «Моление о даре» (типология эпического гимна) // «Стхапакашрад- дха». Сборник статей памяти Г. А. Зографа. СПб.: Центр «Петербургское Востоковеде- ние», 1995. С. 253.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=