XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VIII 378 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки распространение в литературах мусульманского Востока, в том числе в про- изведениях тюркских авторов, принадлежавших как к османской, так и к чага- тайской традиции, и со временем претерпел немало изменений. На первый план часто выступал зодчий Фархад, Хосров же получал второстепенную роль. Попутно добавилось множество фольклорных мотивов. Так, у Алишера Навои (1441–1501) поэма приобрела черты героического эпоса. Н. Хикмет, задумы- вая «Легенду о любви», сумел осмыслить наследие своих предшественников и вместе с тем обогатить его новым содержанием. Как и во многих своих более ранних произведениях, в этой пьесе он сочетает традиционные мотивы и образы с гражданской тематикой, при этом избегая как излишней вычурности, так и неоправданного использования модернистских приемов. В 1951 г. Назым Хикмет бежал из Турции в СССР, где суждено было осуще- ствиться его мечте — увидеть постановку своей пьесы на театральной сцене. Однако сценическая жизнь «Легенды о любви» сложилась не сразу. В 1953 г. режиссер В. Ф. Дудин поставил спектакль по пьесе Н. Хикмета в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Согласно воспоминаниям жены поэта, Веры Туляковой-Хикмет, надеясь на успех своей пьесы, Н. Хикмет пригласил на премьеру своего близкого друга, председателя союза писателей СССР А. А. Фадеева, ожидая, что тот напишет отзыв о спектакле. Но спектакль не имел широкого успеха у публики, а сам А. А. Фадеев в письме к Н. Хикмету заметил, что пьеса заслуживает лучшей постановки. Следующий ее выход на большую сцену состоялся в 1958 г. в Куйбышевском театре оперы и балета. Здесь примечательны два момента. Во-первых, сам Н. Хикмет признавался, что считает балет с его условными формами лучшим вариантом театральной постановки своей пьесы. Во-вторых, музыку для балета написал композитор Г. Г. Крейтнер (1903–1958), который в 1930 г. закончил Институт востоковедения в Москве и вне своей театральной деятельности занимался историей стран Ближнего Востока. За постановку совместно с ком- позитором взялась главный балетмейстер театра Н. В. Данилова (1905–1985). Но, к сожалению, эта новая постановка вскоре была предана забвению. Одной из причин стал небывалый успех следующей театральной поста- новки пьесы Н. Хикмета в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). На этот раз в поста- новке балета вместе с написавшим новое либретто турецким поэтом приняли участие молодой азербайджанский композитор АрифМеликов, дирижер-поста- новщик Ниязи, художник-постановщик С. Б. Вирсаладзе и молодой хореограф Ю. Н. Григорович. Мировая премьера балета прошла 23 марта 1961 г. Балет ждало признание как зрителей, так и критиков. Н. Хикмет также был доволен новой постановкой. Успех балета «Легенда о любви» был закреплен временем: с момента премьеры и до наших дней он был поставлен на сцене шестидесяти театров мира, в том числе и на родине поэта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=