XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VIII 386 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Сафонова Н. В. (ИВ РАН, Москва) Жанр «книг о животных» и бестиарная традиция на Западе: пересечение традиций Доклад посвящен компаративному анализу средневековых сюжетов о животных в бестиарной традиции на Западе и в литературе Востока. Особый интерес представляет внутренняя эволюция жанров, в которых фигурируют животные, а также параллели в развитии этих жанров на Востоке и Западе. Бестиарии широко распространились в христианском мире с XII века. Свое происхождение они ведут от Физиолога – александрийского компенди- ума историй о животных с христианской интерпретацией к каждому сюжету. Трактат был составлен в III веке н. э. неизвестным автором. В его основе лежит античный материал из географической литературы, парадоксографии и работы Аристотеля Historia Animalium . Важнейшей частью Физиолога является христианский комментарий, под который, скорее всего, большинство глав и было составлено. Средневековые бестиарии в процессе своего развития частично, а иногда и полностью отказываются от этой христианско-назидательной части и ста- новятся основным источником знания по зоологии для современников. В XIV и XV веках появляются энциклопедии, в которые входят некоторые представ- ления из бестиариев. И Физиолог , и бестиарии отражают представления христиан о том, что «невидимое проникает сквозь видимое», высший мир как зеркало отражается в земном. А окружающая нас реальность – как книга – рассказывает нам о замысле Творца через Его творение и наставляет к Спасению. На Востоке литература о животных существовала в нескольких жанрах: собственно Книг о животных ( Китаб ал-хайаван ), мирабилиях ( Китаб ал-‘ад- жа’иб ), географической литературе и энциклопедиях. Физиолог был переведен на арабский язык не раньше XI века, но, скорее всего, получил распространение в христианской среде только в Новое время. Уже в первоначальной традиции Книг о животных такие авторы, как ал-Джахиз, начинают классифицировать животных и вписывать их в систему общего мироустройства, определять их место во Вселенной по отношению к человеку. Животное воспринимается и как часть Творения, и как его резуль- тат. Работу ал-Джахиза также пронизывает идея о величии божественного творения и замысла. В основу Книг о животных , энциклопедий позднего периода лег ари- стотелевский подход к организации вселенной как устойчивой и структу- рированной системы, а также в выделении царств Природы. Однако вместе с организованным миропорядком, арабские авторы признавали и случайность, которая проявлялась по воле Бога. Когда Бог нарушал последовательность

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=