XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Литература стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 385 анализирует социальные потрясения в стилистике природных явлений 1 . Хотя разрешения трагических катаклизмов ар-Рейхани ищет в имманентно присущей мирозданию природной гармонии, его поэзия пронизана пафосом саморазру- шения, деструкции самой природы. В стихотворении «Самум» остро звучит доминирующая тема рока—непре- одолимой антиномии фатума и бесплодной борьбы смертного человека с беско- нечностью природы. В стремлении выявить естественные причины движения мироздания поэт вплетает в картину природной катастрофы актуальные для ХХI в. образы катастрофы социальной, антропогенной, предвестия грядущих технологических катастроф. Повседневная экономическая деятельность людей вписана в контекст вмещающих ландшафтов дикой природы, где все тленное исчезает в вечно- сти, природа постоянно уничтожает реальный мир, обновляя саму себя через катаклизмы вечных перемен. Концовка стихотворения своим поэтическим философским cинкретизмом гармонично примиряет красочность восточных образов с прямой социальной назидательностью и оптимистическим фатализмом в восприятии мирового исторического процесса в парадигме неизбывной победы красоты и добра над вселенским злом. В контексте активного противления злу звучит прони- занное пафосом насильственного свержения власти тиранов стихотворение «Революция», которое ряд исследователей считает отголоском русской рево- люции 1905 г. 2 Оно так же начинается пафосом мрачной картины природных катаклизмов рукотворного Конца света, день становится тьмой, а ночь пылает адским огнем. Но причины этого апокалиптического видения социально детер- минированы, что декларируется самим названием стихотворения. В поисках исторических закономерностей поэт воспевает волеизъявление восставшего народа в образах вулканических извержений, неизбежность которых обуслов- лена естественными законами мироздания. Анализ двух идеологически значимых произведений Амина ар-Рейхани позволяет заметить, что стремление поэта осмыслить социальный протест в образах природных катастроф в общем контексте эволюции мироздания в рамках пантеистического концепта «единства сущего» (суфийской фило- софской традиции вахдат аль-вуджуд ), все же не представляется органич- ным. В попытках примирить философию созерцания и социальный протест Рейхани-философ уступает мастерству Рейхани-поэта, творца великолепных образов стихий, создающих и разрушающих мир в неизбывном стремлении к воспроизведению изначальной гармонии мироздания. 1 Эхо ливанских гор. Джебран Халиль Джебран, Амин ар-Рейхани: Стихотворе- ния / Двуязычное издание. Пер. с араб. В. А. Волосатова. Послесловие и ред. текста М. В. Николаевой. М.: РУДН, 2008. 2 Левин З. И. Философ из Фурейки. М.: Наука, 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=