XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Литература стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 389 неоднократным арестам турецкими властями. Одиннадцать лет провел в эми- грации. В 1996–2016 гг. являлся посломЮНЕСКО, в 2002–2006 гг. —депутатом Великого Национального Собрания Турции. Наиболее популярными книгами З. Ливанели считаются сборник рассказов «Ребенок на горе Арафат» (Arafat’ta Bir Çocuk, 1978), романы «Дом Лейлы» (Leyla’nın Evi, 2006), «Серенада» (Serenad, 2011), «История моего брата» (Kardeşimin Hikȃyesi, 2013), «Отель „Константинополь“» (Konstantiniyye Oteli, 2015), «Тревожность» (Huzursuzluk, 2017), переведенные на сорок языков мира. Романы З. Ливанели включают в себя широкий спектр актуальных про- блем — от политических («Тревожность») до личностных («Дом Лейлы», «Серенада», «История моего брата»). Романному герою З. Ливанели свой- ственна национальная саморефлексия. Практически во всех произведениях он пытается ответить на мучающий его вопрос — кем он является на самом деле: восточным или западным человеком, и в связи с ответом выстроить свою жизнь. Чаще всего главный герой его романистики — человек творческой профессии (журналист, писатель, музыкант), близкой самому автору. Он/она, как правило, ведет расследование, связанное с гибелью какого-либо человека («Тревожность», «История моего брата», «Серенада») или же связанное с совершенной несправедливостью («Дом Лейлы»). При этом процесс рас- следования внешнего обстоятельства, как правило, превращается в процесс нравственного поиска, который коренным образом изменяет жизнь самого героя. Он начинает ощущать себя другим — братом, другом, иностранцем. С образом главного героя связаны повествовательные стратегии писателя. В основном в романах З. Ливанели повествование ведется от лица героя, который пишет роман («Тревожность», «Серенада», «История моего брата»). Но не исключается и традиционная форма повествования от третьего лица («Дом Лейлы»). В романе «Тревожность» личный повествователь строит свой рассказ в форме журналистского интервью-расследования, в котором вопросы журналиста подразумеваются из ответов очевидцев, а сам журналист напря- мую в тексте не присутствует. В романах «История моего брата» и «Серенада» личный повествователь, наоборот, принимает активное участие в развитии сюжета. Повествование о происходящем сочетается с его внутренними моно- логами и лирическими отступлениями. А в романе «Дом Лейлы» безличный повествователь от третьего лица рассказывает о расследовании молодого журналиста, который пытается помочь старой османской аристократке вернуть незаконно отобранное у нее жилище. Для поэтики З. Ливанели характерно интенсивное использование внесю- жетных романных элементов. Упоминание в тексте произведения о каком-либо интересном явлении ведет к появлению исторической справки или увлекатель- ной истории, связанной в данным явлением. Турецкие критики даже придумали термин «упомянуть к месту», который они употребляют для поэтики З. Лива-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=