XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Языки стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 429 Для этой системы, с момента установления конфуцианства в роли офи- циальной идеологии, типична презумпция норм морали над нормами права. В ходе исторического становления централизованной власти в Китае, пройдя этап ожесточенного противоборства двух учений—конфуцианства и легизма, противостояния понятий высокой морали и писанного закона, противопостав- ления 礼 ли как системы социальных норм и 刑 син как системы принуди- тельных мер, нацеленных на общую цель обеспечения порядка в государстве, произошел синтез двух подходов, позволивший укрепить конфуцианский базис социальных отношений путем наложения легистских представлений на систему государственного управления. С этого момента эффективным регулятором общественных отношений выступали именно социальные нормы, сложившиеся в рамках существовавших религиозно-философских учений в связи с провоз- глашением идеи самосовершенствования человека как существа социального. «Главнои оперативнои мерои обуздания дурных сторон человеческои натуры и достижения социальнои гармонии стали в конфуцианскои теории так назы- ваемые Ли 禮 , трактовавшиеся как стереотипы поведения, соблюдать которые каждыи воспитанныи член общества обязан в силу морально-социального долга И 義 » 1 . Остальные источники права — нормативные правовые документы, правовой обычай и судебный прецедент — как внешние формы правотворче- ской деятельности становятся более значимыми в правовом регулировании не ранее эпохи династии Мин. До ХХ века юридическая терминология в китайском языке формировалась волнообразно. В рамках конфуцианской идеологии изложение норм социальных отношений базировалось на понятиях, которые были представлены в канони- ческих текстах, прежде всего в трактате 礼记 «Ли цзи» (I в. до н. э.), зафикси- ровавшем идеал поведения человека в социуме, а также целый ряд терминов, характеризовавших «достойного мужа» ( 君子 цзюнь-цзы ) и его моральные цен- ности, реализуемые на принципах добровольности и добродетельности. В итоге эти внутренние нормы и предписания и сформировали жесткую систему эти- ческих установок, с помощью которых обеспечивалась стабильность общества и государства, например, самая тяжелая кара предусматривалась за сыновнюю непочтительность, то есть за нарушение социальной презумпции 孝 сяо «почи- тание родителей». Приоритетное место категории 礼 ли в системе общественного устройства Древнего Китая, которая на всем протяжении истории страны являла и до сих пор продолжает составлять основу внутриполитической деятельности государства, определяет трактат «Ли цзи» по его значимости и влиянию на китайский социум как сопоставимый с Библией в христианском мире 2 . 1 Рыбаков В. М. Танская бюрократия. Ч. 1: Генезис и структура. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. С. 45. 2 Кейдун И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII — начала XX в.: дисс... канд. ист. наук: 07.00.03. Санкт-Петербург, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=