XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 469 Утверждалось, что (1) ислам — не мировая религия, (2) критиковалась ее возможность реализовывать на должном уровне свои социальные функции, (3) образ Мухаммеда далек от христианского идеала, (4) ислам враждебен русской государственности. Очевидно внимание миссионеров к западному исламоведению. Ислам был яркой площадкой в спорах сторонников теории прогресса человечества против сторонников консерватизма и традиций. В первых публикациях миссионеров их работы использованы с некоторым пиететом, однако вскоре началось обличение «панегиристов мухаммеданства». Ж.-Д. Делапорт и Г. Вайль в опубликованных в 1875 г. книгах, по мнению А. Светлакова, стремятся «унизить христиан- ство». Заборовский писал: «Некоторые даже говорили, что мухаммеданство не менее чистая религия, как и христианская» 1 . Агрономов считал: то, как «защитники мухаммеданства в Европе воспылали к Мухаммеду… удивило бы и его самого» 2 . Оценим прорывной настрой молодых миссионеров, стремление к бесспор- ным атрибутам научности. Хотя свобода истолковывалась как осознанное Божье предопределение, интерпретациям свойствен либеральный оттенок. Однако в дискуссию вводились опасные компоненты. Главенствующий тезис о том, что ислам — не мировая религия, а религия заимствованная, был политический. Политические мотивы обостряли межнациональные и меж- культурные связи. На Западе востоковедная мысль усваивала дихотомию универсальности и культурной исключительности, многообразие форм исторического развития. Но А. Заборовский стремился доказать «до какой возмутительной нелепости изуродовал Мухаммед христианскую истину». Статья А. Светлакова «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана» в VIII выпуске сборника (1875 г.) начиналась тревожно: «Везде и всегда последователи Мухаммеда отличались духом фанатизма и нетерпимости к исповедникам других религий» 3 . Миссионерская литература конструировала образы Мухаммеда и Христа: Первого — олицетворяющего Зло, а другого—Добра. Если Светлаков все «пороки» ислама «вывел» из иудаи- зма, то Агрономов считал, что «против… восстают святые образы еврейских пророков…Мухаммед, напротив, самозвано присвоил себе звание пророка… для гнусной цели всеобщего истребления человечества». Агрономов обращал внимание на то, что «в среду уже самого русского населения стали проводить и распространять…восхваляемые грустные мысли 1 Заборовский А. Мысли Аль-Корана, заимствованные из христианства. Казань: Университетская типография, 1875. С. 57–71. 2 Агрономов А. Мухаммеданское учение о войне с неверными (джигад) // Мисси- онерский противомусульманский сборник. Вып. XIV. 1877. С. 88–89. 3 Светлаков А. Указ. Соч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=