XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 468 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Красовицкая Т. Ю. (Институт российской истории РАН, Москва) Роль исламских интеллектуалов во взаимосвязи «Восток- Запад»: оценки православных миссионеров В России в отличие от индифферентного отношения мусульман к хри- стианству, отношение христиан к исламу всегда было эмоциональным и заинтересованным. Ислам, с точки зрения православных миссионеров, нарушал стройность представлений о божественном плане истории, был своеобразным религиозно-историческим и даже политическим вызовом. Рос интерес мусульманских элит к русской культуре, к современным есте- ственнонаучным знаниям. В этом ракурсе модерность выглядела многоо- бещающе, предоставляя возможность переопределять себя как участников современной жизни. В 1872 г. профессор противомусульманского отделения Казанской духовной академии Е. А. Малов предложил обосновать приоритет- ность христианской религии. Готовилось наступление на ислам, создавались механизмы и каналы влияния. С 1873 г. в Казани начал выходить Миссионер- ский противомусульманский сборник. I выпуск сборника открылся работой программного характера Е. Виноградова «Метод миссионерской полемики против татар-мухамеддан». Была заявлена идейная атака на ислам, выделена «целевая аудитория»: «мухаммеданские муллы и … более или менее ученые и образованные мухаммедане» 1 . Не все шло так гладко, как хотелось миссионерам. В 1865–1866 гг. в одной Казанской губернии «отпавших инородцев было много более десяти тысяч» 2 . Н. И. Ильминский негативно отнесся к появившимся в Оренбурге, Уфе (1872 г.) и Казани (1876 г.) мусульманским учительским школам: «Они…лишь…могут подготовлять хитрых и ловких рачителей арабско-стамбульско-французской (а не русской) культуры и цивилизации)» 3 . Его ученик Н. П. Остроумов считал: «в России … самой неблагодарной почвой, на которой сеяно было бы благо- творное семя христианства, было и есть мухаммеданство» 4 . Были и другие попытки оценить социокультурные ресурсы исламского социума и способности мусульман реализовать их в современных вызовах 5 . 1 Виноградов Е. Метод миссионерской полемики против татар-мухамеддан // Мис- сионерский противомусульманский сборник. Казань, 1873. Вып. 1. С. 254. 2 Светлаков А. История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана. Казань. 1875. С. 6. 3 Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. Казань, 1895. С. 7. 4 Остроумов Н. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. Казань. 1874. 5 Миропиев М. Религиозное и политическое значение хаджа или священного путе- шествия мухаммедан в Мекку для совершения религиозного празднества. 1877; Раев П. Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства. 1875.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=