XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 474 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки или тараққийпарварлар (прогрессисты), в академических исследованиях их также называют джадидами 1 . С 1906 года появились печатные издания интеллигенции Самарканда, в которых ставился вопрос о проведении реформ. Движение за реформу системы образования поддерживали выпускники самаркандских медресе, среди которых можно упомянуть Муллу Абдукадыра Абдушукурова, осно- вавшего в 1905 году «новометодную» школу, а также крупнейшего деятеля реформистского движения в Туркестане – Махмудходжу Бехбуди (1875-1919). Другим известным представителем интеллектуальных кругов Самарканда был Ходжи Муин Шукруллаев (1883–1942) 2 . Темой нашего исследования стала личность одного из представителей самаркандских интеллектуалов, происходившего из «святых семей» (соци- альные трансэтничные группы, считавшие себя потомками пророка Мухам- мада, первых халифов и суфийских святых), Исаходжи Ширинходжаева. Он был известным мударрисом , сторонником реформ. Исаходжа Ширинходжаев (Исахон ибн Сайид МирШиринходжа ибн Мир Носирходжа ибн Мир Абунас- рходжа) принадлежал к роду ходжей -Мусави, которые традиционно занимали должности муфтиев Самарканда. Его дед Мир Носирходжа был муфтием Самарканда в 1830-х годах 3 . Его отец МирШиринходжа ибн Мир Носирходжа был одним из 10 муфтиев при казии Самарканда в 1868–1869 годах, потом он попал под сокращение. Исаходжа Ширинходжаев был мударрисом одного из небольших медресе Самарканда, а в 1893 году был переведен мударрисом в медресе Шердор 4 . Исаходжа пользовался доверием властей, и в августе 1898 года встречался с генерал-губернатором Туркестана С.М. Духовским. Став судьей Самарканда, Исаходжа Ширинходжаев вместе с другими самаркандскими улемами Муллой Абдулхай ходжой, Муллой Бако ходжой поддерживали создание новометодных школ в городе 5 . Казий Исаходжа Ширинходжаев возглавил в июне 1917 года исполнитель- ный комитет организации « Муравидж ул-Ислам шуро » (Общество развития ислама) учрежденное в Самарканде в составе 38 человек. Исаходжа в это время также занимал должность преподавателя медресе Шер-Дор. Под его руковод- 1 Khalid Adeeb. The politics of Muslim cultural reform. Jadidism in Central Asia. University of California press, 1998. P. 93. 2 Косимов Б. Миллий уйгониш: жасорат, маърифат, фидойилик. Ташкент, 2002. C. 319. 3 Ястребова О. М. Персидские и таджикские документы в отделе рукописей Рос- сийской национальной библиотеки. С.Пб., 1999. С. 79. 4 ЦГА РУз. И-181. оп. 1. д. 16. 5 БехбудиМахмудхужа. Танланган асарлар. Тузатилган ва тўлдирилган 2-чи нашри. Ташкент, 1999. С. 162.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=