XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 475 ством члены общества выдвинули свой проект реформ. В условиях государ- ственной политики «игнорирования ислама», когда в Туркестане отсутствовала какая-либо религиозная организация, подобная муфтияту в Оренбурге или Закавказье, члены организации разработали проект, основанный на некоторых положениях, представленных М. Бехбуди еще в ноябре 1907 года для Мусуль- манской фракция Второй и Третьей Государственной Думы 1 . Согласно проекту 1917 года, все казии , учителя школ и медресе, муфтии, имамы, муэдзины должны быть избираемы по предварительному испытанию, с выдачей им удостоверения. Надзор за этим должен был бы вести исполни- тельный комитет организации. Все решения должны были быть принимаемы на основе шариата . Комитет хотел получить права на урегулирование вакуфных вопросов; слежение за сбором закята и его распределением; контроль за тор- говцами и ценами на базаре; улучшение условий школ и мечетей; привлечение к ответственности за воровство, пьянство и др. 2 Анализ положений проекта показывает, что хотя за основу были приняты нормы шариата , новый аспект заключался в праве избрания на должности в религиозной и образовательной системе. В 1917 году сложились возможности для поиска демократических путей проведения реформ в Туркестане, однако октябрьские события 1917 года при- вели к совершенно иному сценарию развития событий. Нурбаев ж. е. (Евразийский национальный университет, Астана) От «гектографических» писем до петиций: анализ основных проблем мусульманского населения Казахстана в начале ХХ века В конце XIX — начале XX вв. в Казахстане широкое распространение получили прокламации, напечатанные на арабском и казахском языках на гектографе. Авторы этих прокламаций призывали мусульманское население подняться против колониальной политики Российской империи. Мусуль- манских духовных служителей особо настораживала политика русификации и христианизации. В 1903 году в городах Северного Казахстана создавались организации религиозно-политического характера. Социальной базой этих организаций становилось мусульманское духовенство. Собрания проводились тайно, на них 1 Komatsu, Hisao. Dar al-Islam under Russian Rule as Understood by Turkestani Muslim Intellectuals. In: Empire, Islam, and Politics in Central Eurasia. Ed. by Uyama Tomohiko. (Slavic Eurasian Studies. No. 14). Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007. P. 3–21. 2 Газета «Самарканд». 14 июня 1917 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=