XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 477 Касательно самих петиций и их содержания, хотелось бы особо отметить одну из самых содержательных петиций — Каркаралинскую, которая была составлена на Кояндинской ярмарке в июне-июле 1905 года. ВКаркаралинской петиции были выдвинуты следующие требования религи- озного характера: предоставление свободы совести, свободы вероисповедания, организация особого для казахов Степного края выборного духовного управ- ления, независимого от государственных ведомств, установление явочного порядка постройки школ и мечетей и цензуры на духовные книги на казах- ском, татарском и арабском языках, передача метрических записей в органы духовного управления мусульман и установление законного порядка выдачи заграничных паспортов и др. Таким образом, содержание писем на гектографе и петиций отражают борьбу мусульманского населения за «естественные права», такие как право на свободу слова и вероисповедания, а также за социально-политические права, за организацию собственного органа управления, открытие мечетей, мектебов и медресе. Соболев В. Г. (ФМО СПбГУ, Санкт-Петербург) Роль ислама в процессах национального строительства в Урало-Поволжском регионе на рубеже XIX–XX и XX–XXI веков: сравнительный анализ XIX век стал веком становления и развития национальных движений, образования большого количества государств-наций в Европе. Пробуждение национальных чувств не могло не охватить народы мусульманского мира, в том числе и мусульманские народы Российской империи. В России в конце XIX века характерно использование лидерами национальных движение в Поволжье идей реформированного ислама «джадидского типа», что уже достаточно хорошо изучено как отечественными, так и зарубежными исследователями. Следует отметить, что ни в России, ни в странах зарубежного Востока эти идеи нацио- нального строительства и религиозной реформы не получили — хотя и по разным причинам — широкой поддержки, но в определенный период были весьма популярны, особенно у представителей мусульманской интеллигенции. Построение национальных государств в Турции, Иране, Египте, а немного позднее и в других арабских странах пошло по пути создания секулярных национализмов 1 . 1 Левин З. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М., 1988; Алиев А. А. Идеология мусульманского национализма. Аналитиче- ский обзор. М., 2008; Косач Г. Г. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним и варианты дискурса // Национализм в мировой истории. Под

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=