XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 478 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки В конце ХХ века светский национализм и концепция государства-нации на мусульманском Востоке оказались в весьма затруднительном положении из-за резкого роста религиозности населения, популярности ислама как религии. Известный американский антрополог К. Гирц в интервьюжурналу « Ab imperio » признает тот факт, что идея национализма для стран мусульманского Востока оказалась неплодотворной 1 . Эта же проблема весьма существенна для России. Рост религиозности и популярность ислама не позволяют политическим (государственным) элитам далее игнорировать исламский фактор в национальных нарративах и постро- ении новых идентичностей. Становление национальной идеи и инструментарий конструирования наций в мусульманских регионах Российской империи, в целом, вполне соответствуют тем моделям, которые хорошо известны по работам этнологов-конструктиви- стов. Специфика российского случая, на наш взгляд, определяется, прежде всего, особенностями исторического развития мусульманских регионов нашей страны и этнографическими особенностями мусульманских народов России. И этот «пункт» исследовательской программы уже достаточно изучен. Однако вторым, на наш взгляд, не менее важным фактором специфики российского случая стала богословская традиция тюркских и кавказских народов. Богословская мусульманская литература, созданная представителями отечественного ислама долгие годы по понятным причинам не могла изучаться в нашей стране. Но и за рубежом на протяжении всего ХХ века ей не уделяли большого внимания. В своей совокупности эти произведения формируют базис для обоснования специфичности местного «национального» ислама, обособления одной «мусульманской нации» от другой, оправдывают притяза- ния тех или иных религиозных групп на руководство Уммой и руководящую роль в обществе. Практически повсеместно представители мусульманской богословской мысли прошлого и настоящего становятся своеобразными «национальными героями» или «культурными героями», с которыми связаны не только достижения в области религиозного знания, но и само возникновение нации, сохранение этнических традиций, языка, литературы, поэзии. Причем весьма ярко эти тенденции проявляются не только в риторике государственных органов власти, но и в исламском религиозном образовании и краеведческом компоненте среднего школьного образования. С другой стороны, среди общественных и политических деятелей мусуль- манских регионов России были и те, кто выступал с национальными идеями ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М., 2007. С. 259–331; Султанов Ф. М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте (История и современность). Казань, 1999. 1 Islam, Modernity, Nationalism: Interview with Clifford Geertz // Ab Imperio. № 3, 2004. С. 91–111.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=