XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 480 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки с идеями Гаспринского, утверждают при этом, что джадидизм в регионе возник под влиянием османских реформ Танзимата в сфере образования. Как представляется, объективные исторические предпосылки для возник- новения мусульманского модернизма в России возникли уже в начале XIX в. 1 , однако джадидизм как массовое явление зародился именно под влиянием идей Гаспринского, так как деятельность его предшественников еще не представляла сформировавшегося движения. Анализ процесса модернизации в среде российских тюрок-мусульман на рубеже XIX–ХХ вв. подтверждает наличие как общемусульманских, так и общемировых тенденций, приведших в конечном счете к выкристализовы- ванию «национальных идентичностей» и складыванию современных наций. Принимая во внимание существующую критику «конструктивистских» теорий этничности, следует однако отметить, что взаимосвязанные процессы повсеместного распространения прессы и всеобщего народного образования в середине XIX в. являлись эффективными инструментами формирования «нового гражданина» с национально ориентированным мировоззрением 2 , при этом эффективность «печатного слова» напрямую коррелировала с уровнем грамотности населения. В свою очередь, в среде российских тюрок-мусульман, аналогично другим регионам мира, со второй половины XIX в. происходило возникновение национальной периодической печати (газета «Переводчик-Терджиман») и повсеместное распространение национальной образовательной системы («новометодные школы»), которые шли параллельно и были связаны, в первую очередь, с деятельностью Исмаила Гаспринского. При этом газета «Терджиман» до 1905 г. оставалась единственной посто- янно издававшейся частной мусульманской газетой в России. Тем самым в период с 1883 по 1905 гг. фактически единоличным выразителем мнения российских мусульман в прессе была газета либерально-модернистского толка, продвигающая идеи джадидизма и формирующая представление о жизни мусульман России в соответствующем ключе. Впоследствии, после 1905 г., стали появляться тюркско-мусульманские издания самых разных направленностей, однако большая их часть была недолговечной и суще- ствовала менее года. Несмотря на долговечность, широкое распространение и определенный успех газеты «Терджиман» и «новометодных» школ, проект Гаспринского по созданию единой тюркской нации в составе Российской империи не увенчался успехом. Можно констатировать, что уже после Первой русской революции 1905–1907 гг. в среде российских тюрок-мусульман возобладали тенденции 1 Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского/ Исмагыйль Гаспринский. тарихи-документаль жыентык. Казан, 2006. С. 273–274. 2 См., например: Андерсен Б. Воображаемые сообщества. М., 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=