XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 481 постепенного складывания региональных национальных идентичностей. Однако идеи Гаспринского и заложенный им фундамент «нациестроительства» и модернизации, воспринятые многими передовыми представителями нацио- нальных элит, при этом без учета «общетюркского» контекста, впоследствии повлияли на процессы возникновения и развития национальных движений в среде российских тюрок-мусульман в период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. и Гражданской войны в России 1 . Шаблей П. С. (КФ ЧелГУ, Кустанай) «Лжепророк» или суфий: дело Мухаммада Шарифа Мансурова в Казахской степи (середина XIX в.) В 50–60-е гг. XIX в. большой резонанс не только для российской адми- нистрации Области Сибирских казахов, но и для всей Российской империи произвело дело Мухаммада Шарифа Мансурова, который обвинялся в рас- пространении среди казахов «нового» мусульманского учения. На основании кратких сведений, характеризующих религиозную практику Мансурова можно полагать, что он обвинялся в распространении суфизма (братство Накшбандийа-Муджаддидийа ). Суфизм в имперском дискурсе связывался с такими маргинальными понятиями как «секта», «нелепое учение», «лже- учение». Объявляя казахов «поверхностными мусульманами», российская администрация стремилась оградить Степь от тех учений, которые поддер- живали тесные контакты местных мусульман с крупными религиозными центрами Центральной Азии и быстро распространялись среди самых различных категорий населения 2 . Задача настоящего доклада состоит в том, чтобы выяснить, были ли характер и масштаб деятельности Мухаммада Шарифа Мансурова преувеличены имперскими властями или эта ситуация действительно является показательным примером распространения суфизма в Казахской степи. В ходе расследования дела Мансурова (которое длилось около 10 лет) выяс- нилось, что учение М. Мансурова распространилось в целом ряде казахских округов (Кокчетавский, Кушмурунский, Акмолинский, город Петропавловск). В число его последователей попали видные представители казахской коче- вой аристократии и почетные казахи: старший султан Кокчетавского округа Абулхаир Габбасов, волостной управитель Пиралы Габбасов, старший султан Акмолинского округа Арслан Худаймендин, султан А. Аблаев. Кроме них 1 Подробнее см., например: Т. Ю. Красовицкая. Этнокультурный дискурс в контексте февраля-октября 1917 г. Стратегии, структуры, персонажи. М., 2015. 2 Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 3. Д. 3644. Л. 15–28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=