XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Неотрадиционализм в современных культурах Азии и Африки» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 503 стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации» 1 . Представляется, что негативная сторона данного феномена несколько преувеличена, особенно если мы говорим о влиянии ее на Китай. Настоящее исследование имеет целью на примере социо-культурной жизни китайцев показать, что Поднебесная не просто имитирует все западное, то, что сейчас происходит в стране, скорее можно назвать аккультурацией, но никак не ассимиляцией с глобализационной культурой западного образца 2 . Под аккультурацией мы понимаем «изменение культуры одного народа — более слабого в политическом и экономическом отношениях — под воздействием другого, более сильного», а ассимиляцию определяем как «частичную или полную утрату культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентично- сти» 3 . Середина XIX века стала переломным моментом в истории Китая. Это было связано с насильственным приобщением китайского общества к европейской цивилизации. Эта цивилизация воплощала иные ценности и представления: автономный характер статуса личности, разделение таких сфер общественной жизни, как власть, собственность, политика, религиозная деятельность. Иными словами, китайская традиция основывалась на иных ценностях и представ- лениях. В последние годы правления династии Цин, многие представители китайской элиты вдохновлялись опытом США в построении идеального общества. Три народных принципа Сунь Ятсена — «национализм, народов- ластие и народный заработок» — во многом основаны на идеале Линкольна, провозгласившим известную «власть народа волей народа и для народа». Данная идеология во многом возникла благодаря опыту, полученному Сунь Ятсеном в США, и поэтому содержит элементы американской политической мысли. Председатель Мао Цзедун тоже уважал фигуру Авраама Линкольна, считая, что Китаю необходимы такие же сильные и волевые личности 4 . Тем не менее на фоне все более тесных культурных контактов Китая и США возникает проблема взаимосвязи конфуцианской традиции и новых веяний, связанных с приобщением Китая к западным ценностям. По мнению известного китай- ского педагога и исследователя Фын Гуйфэна (1809–1875), превосходство морально-этических принципов конфуцианства являлось несомненным, поэтому, заимствуя достижения западной индустрии, нужно было стараться 1 Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. Режим доступа: http://www.endic.ru/enc_culture/Globalizaciya-381.html 2 Loubere N. Is China Conforming to a Westernized Global Culture? An Assimilation Theory Analysis of Chinese-Western Cultural Relations // Graduate Journal of Asia-Pacific Studies. 7:1 (2010). P. 70–83. 3 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000. С. 881. 4 Zhao Qizheng. America and Americans through Chinese eyes, China Intercontinental press, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=