XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XIII 508 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Скубко Ю. С. (ИнАфр РАН, Москва) Неотрадиционализм в творчестве русского художника ЮАР Владимира Третчикова С середины прошлого века в ЮАР и за ее рубежами не угасает интерес к личности и творчеству русского по происхождению художника Владимира Григорьевича Третчикова (1913–2006). Такие его картины, как «Китаянка», не менее известны в странах быв- шего британского Содружества, чем «Три богатыря» Васнецова в нашей. На протяжении всего XX сто- летия, наряду с бурным расцветом авангарда с его формально-абстракт- ными изысками, продолжалось раз- витие искусства, не порывавшего с реалистическим видением мира. Пик славы вывезенного ребенком в дни русской катастрофы из Сибири в Китай, проведшего годы второй мировой в оккупированной японцами Яве, и проживавшего с 1946 года в Южной Африке В. Третчикова пришелся на 1950–1960-е годы. Это был период завершения эпохи модерна в мировом и южноафри- канском искусстве, когда, дойдя до крайней абстрактности, живописное искусство, обогащенное опытом поиска, все же вновь возвращается к предметности и конкретности выра- зительных средств, возрождается интерес к историческим и нацио- нальным корням. Для наступившей эпохи постмодерна также характерен стилевой эклектизм, стирание граней между высоким и низким, элитарным и массовым в искусстве. В эти «веяния времени» орга- нично вписалось творчество Влади- мира Третчикова, которому в общем русле постмодерна ближе всего, Китаянка, нач. 1950-х гг. Зулусская девушка, 1958 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=