XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Неотрадиционализм в современных культурах Азии и Африки» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 509 пожалуй, неотрадиционализм, оформившийся в ушедшем веке как целый пласт культуры, противостоящий авангарду и опирающийся на исторические традиции искусства. Учившийся в юности у художников «русского Китая» М. А. Кичигина и В. А. Засыпкина, Третчиков соединил классическое реалисти- ческое мастерство русской школы живописи с яркой чувственностью Востока и Африки, балансируя на тонкой грани между китчем и высоким искусством. Картины Третчикова просты, в них нет модернистских изысков, но у худож- ника есть свое лицо, он прекрасный рисовальщик, его произведения отлича- ются почти совершенным соответствием формальных средств изображения смысловому и эмоциональному содержанию, яркие смелые цвета достаточно условны (синевато-зеленая гамма лица «Китаянки» вызывает яростные споры критиков: то ли это живопись, то ли раскрашенная графика), но они работают на замысел автора, а каждая его картина — повествование. Поначалу его работы продавались за гроши в отделах дамского белья уни- вермагов, а сейчас за работы художника отдают десятки и сотни тысяч долларов на аукционах «Сотбис» (например, «Зулусская девушка»). Правда, к Третчикову не имеет отношение характерное для современной эпохи снижение требова- ний к профессиональному мастерству художника — хоть недоучившийся до диплома, он настоящий мастер, реалист и сказочник одновременно. Получается роскошный, исполненный сочными мазками, иногда чуть слащаво-пряный и всегда чуть загадочный (многочисленные восточные мотивы), иногда чуть грустный («Плачущая роза»—выпавшая из вазы роза с каплями воды) и очень мастерский лубок— где-то между искусным ремеслом и высоким искусством. Умирающий лебедь

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=