XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Японии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 135 и нехватка еды, в редких случаях — чревоугодие и обжорство. Все эти пороки в более поздних сборниках жанра сэцува вместо сурового осуждения, напо- минания грешникам о кармическом возмездии, высмеиваются, переводятся в категорию анекдота. В историях «Удзи сюи моногатари» монахи пускают в ход всю свою хитрость и всевозможные уловки, чтобы заполучить угощение и при этом скрыть свое чревоугодие, сохранив на людях сдержанность, бла- гочестие, а порой и святость. Включение в сборник «Удзи сюи моногатари» довольно обширного пласта историй о еде и голоде среди монашества, высме- ивание поведения монахов — все это наводит на мысль о том, что проблема несоответствия реальных монахов книжному, эталонному образу буддийского подвижника к закату эпохи Хэйан (794–1185), в X–XII веках, стала очевидной и злободневной. Для лучшего понимания реалий повседневной жизни японских монахов, а также существовавшей ситуации с питанием и пищевыми запретами, обратимся к истории распространения буддизма в Японии. ВVI веке, когда в Японии начинается внедрение буддизма как политического курса, наряду с понятиями кармы и кармического возмездия, японцы узнали о существовании в буддизме системы многоступенчатого ада. Монах, вставший на путь служения Будде, принимал пять обетов, которые включали запреты на убийство всех живых существ, кражу, прелюбодеяние, ложь, употребление вина. Мирянину также следовало вести отныне благочестивый образ жизни. Нарушение этих обетов, согласно буддизму, влекло за собой неизбежную кару, негативно влияя на карму и последующие перерождения. В первых буддийских сборниках сэцува нарушение табу обретает суровую дидактическую концовку: согласно рассказам из сборника «Нихон рёики» (VIII-IX вв.) основной причиной внезапной смерти и мучений в аду было убий- ство домашнего скота—быков и коров, которые в данном перерождении могли оказаться кровными родственниками кровожадного хозяина 1 . Императорские указы о запрете истребления живых существ стали привычным явлением уже с 675 года, когда указом императора Тэнсики вводился запрет на такие способы добычи животных, как рыбная ловля, установка ловушек либо устройство западни, метание копья во время охоты и прочие подобные действия. Также с 1 апреля по 30 сентября запрещалось устраивать запруды для рыбы. Пере- чень запрещенной пищи включал в себя мясо коров, лошадей, собак, обезьян, курицы. Человек, съевший мясо этих животных, совершал тяжкий грех 2 . В своде законов «Тайхорё», который был завершен в 718 году, содержится монашеский устав «Со:нирё», строго регламентирующий правила жизни буддийской сангхи. За пьянство и нарушение монахами пищевых табу: 1 Нихон рёики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й и 3-й / Перевод со старояп., предисловие и комментарии А. Н. Мещерякова. СПб., 1995. 2 Кумакура Исао. Нихон рё:ри-но рэкиси. (Кумакура Исао. История японской пищи). Токио: Ёсикава ко:бункан, 2007. С. 44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=