XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XVI 168 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки в годы Дзёо (1652–55) 1 и во время девизов 2 годов правления Тэнна (1681–84), Дзёкё (1684–88) и Гэнроку (1688–1704). Наиболее известны для эпохи Эдо «три больших реформы» годов Кёхо, Кансэй и Тэмпо, но более уместно было бы говорить о большем числе реформ. При таком подходе «три реформы»—лишь самая заметная часть длительного и поступательного, практически непрерывного процесса преобразований во вторую половину эпохи Эдо. В какие же девизы годов правления и при каких сёгунах власти обращались к политике реформ? Когда само слово «реформы» ( 改革 кайкаку) употреблялось в отношении того или иного временного отрезка? Представим эти данные в единой хронологической таблице (у других авторов подобного сопоставления не было). До Гэнроку (как эволюционного рубежа) речи о политике реформ особо не шло: от Кэйтё до Дзёкё к этой категории могут быть отнесены лишь в 3 девиза из 12, впрочем и эти 3 девиза правления по времени уже тяготеют к самому периоду Гэнроку. Зато начиная с Гэнроку налицо непрерывная чреда преобразований , обращение к которым происходило постоянно, в каждом девизе годов реформы выдвигались на повестку дня. Лишь во время годов Канъэн в сер. XVIII в. обошлись без них. При последних 4 девизах на исходе эпохи Эдо (в период бакумацу , который обычно вос- принимается как агония феодальной системы), хотя политика реформ не упоминалась властями, но реальная ситуация вынуждала постоянно искать выход из внутреннего и внешнего кризиса. Даже если не рассматривать эти последние 4 девиза (от Манъэн до Кэйо, с 1860 по 1868 год), то из предшествовавших им 19 девизов после годов Гэнроку не отмечен явными реформами только один, девиз годов Канъэн (1748–1751). Таким образом, 1 См., например: 尾藤 正英 著。日本の歴史。第19巻。元禄時代。東京:小学 館、1975年。 БИТО Масахидэ. Нихон-но рэкиси. Дай 19-кан. Гэнроку-дзидай = Исто- рия Японии. Т.19. Эпоха Гэнроку. Токио: Сёгакукан, 1975. С. 126–129. Информацию об этих реформах и их вдохновителе КУМАДЗАВА Бандзан см.: Николаев А. А. Очерки по истории Японского народа. СПб.: Издание «Общественной пользы», 1905. Т. 1. С. 85–86. 2 Система девизов годов правления (нэнго 年号 ) в Японии была принята со времен правления 36-го императора Котоку (правл. 645–654). Первый в японской истории девиз годов правления Тайка («большие перемены») был провозглашен в 645 г., обозначив начало проведения так называемых «реформ Тайка» и начало процесса оформления феодальной государственности, связанной с этими преобразованиями. С середины XIX в., с девиза годов правления Мэйдзи («просвещенное правле- ние»), — на время правления императора приходится только по одному девизу нэнго. До этого времени на правление каждого императора могло приходиться от 1–2 до 6–8 девизов. Это было связано как с надеждами привлечь милости богов (либо в связи с каким-либо счастливым событием, например, рождением долгожданного наследника), так и с желанием избежать злого рока (например, бесконечных неурожаев, стихийных бедствий и т.п.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=