XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Японии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 179 Ни в Кокуси дайдзитэн 1 (1925, 14-й год Тайсё), ни в Дайнихон дзиммэй дзитэн 2 (1885, 18-й год Мэйдзи), ни в Кембриджской энциклопедии в V томе, посвященном событиям XIX века, имя «Утида Масао» не фигурирует. Однако его труды выложены на сайте японской Библиотеки Парламента. Более того имя Утида Масао упоминается на сайте Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии в разделе, посвященном подготовке реформы образования в период Мэйдзи 3 . В русской историографии отдельных статей, посвященных Утида Масао найти пока не удалось. Однако его имя упомина- ется в книге Л. Д. Гришелевой «Формирование японской культуры» 4 , а также в статье Е. В. Верисоцкой «Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870–1880-е годы)» 5 . В западной историо- графии имя Утида Масао также встречается нечасто. Особо можно выделить статью Ги Вон Кима «Запечатлевая реальность: фотография и возникновение новых исторических достопримечательностей в эпоху Мэйдзи» 6 , где пред- ставлена развернутая биография ученого. В японской историографии жизнь и творчество Утида Масао освещены несколько шире. Среди научных иссле- дований можно выделить статьюАкимото Нобухидэ «Биография Утида Масао и исторические материалы» 7 , в которой автор подробно рассказывает об основ- ных этапах жизни писателя. Масуно Кэйко в исследовании «Видимые нации, невидимые нации. Мировоззрение «Ёти сиряку» 8 , анализируя иллюстрации, обращается к теме формирования образа «другого», противопоставлению себя внешнему миру на уровне национального самосознания. 1 Кокуси дайдзитэн. Т. 1 С. 282. http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/925886 (д ата обра- щения 23.01.2019). 2 Дайнихон дзиммэй дзитэн. C.359–360. http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/779848 (да та обращения 23.01.2019). 3 http://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317581.htm (д ата обра- щения 20.01.2019). 4 Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986. С. 219. 5 Верисоцкая Е. В. Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870–1880-е годы) // Известия Восточного института, 1998. С.116. 6 Gye Won Kim. Registering the Real: Photography and the Emergence of New Historic Sites in Meiji Japan. A dissertation submitted to McGill University in partial fulfillment of the requirements of the degree of Doctor of Philosophy. Monreal: McGill University, 2010. 7 Акимото Нобухидэ. Утида но рирэки то сирё: [Биография Утида Масао и исто- рические материалы] // Кокугакуин танкидайгаку киё: [Бюллетень танкидайгаку коку- гакуин]. Т. 21, 2004. 8 Масуно Кэйко. Миэру миндзоку, миэнай миндзоку. «Ёти сиряку» но сэкайкан [Видимые нации, невидимые нации. Мировоззрение «Ёти сиряку»]. Канагава дайгаку нидзю:иссэйки CEO пурогураму [Программа CEO двадцать первый век университета Канагава], 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=