XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Кореи к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 223 Одиночество героев в произведенияхЮн Сонхи иллюстрирует атомизацию, индивидуализацию общества, где избавление от излишнего давления тради- ции, сужающей проявление свободы воли, не приводит героев к наслаждению свободой выбора и свободой воли. Еда здесь призвана заполнить пустоту от утраченных семейных ритуалов. Она подчеркивает «не обретение себя» героями в ситуации, где, по Э. Фромму, свобода должна пониматься не как произвол, а как возможность быть собой 1 . Прием пищи для корейского общества — нечто большее, чем обычное физиологическое действие, часто это социальная необходимость: среднеста- тистический кореец состоит во множестве социальных микрогрупп и взаимо- действие между членами этих групп обычно сопровождается приемом пищи. Но в современном обществе, как было отмечено, еда одновременно с этим становится символом одиночества. Не случайна в этом контексте большая попу- лярность формата видеоблога, основным содержанием которого становится поедание пищи в прямом эфире. Частыми зрителями этих передач становятся одинокие люди, находя в видеоблогере виртуального сотрапезника. В данном случае индивидуализация корейского общества, стремление к осуществлению личного выбора в ситуации сопротивления давлению остаточной памяти тради- ционалистского уклада, приводит к определению еды как функции, призванной заполнить собой традиционные семейные установки. Мотив еды также используется автором для демонстрации оппозиции «семья/ одиночество». Семейный ужин друга главного героя описывается очень красочно, главный герой же, будучи разведенным и живя в уединении, доволь- ствуется предельно простой, даже примитивной, пищей. Так он описывает свой обед: «Выложил на сковороду консервированный тунец, мелко порезал ножницами кимчхи. Пока кимчхи жарилось разогрел в микроволновке рис» 2 . Равнодушие к собственной жизни героя рассказа «Кладя под голову подушку» Юн тоже демонстрирует, отталкиваясь от мотива еды. Живя в одиночестве, герой перестает уделять внимание своему питанию. Зачастую он прибегает к употреблению разного рода фастфуда, будь то лапша быстрого приготовления или жареный рис, который можно заказать на дом прямиком из китайской лавки. Исследователи отмечают губительное значение фастфуда для семьи, утверждая, что «тоталитет быстрой еды в форме фастфуда… приводит к раз- рушению семейных связей, базирующихся на каждодневной общей трапезе и на гастрономическом авторстве, традиционно принадлежащем женщине» 3 . 1 Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. 400 c. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/ haveorbe2.txt_with-big-pictures.html#toc133. 2 Юн Сонхи. Отпуск. С. 111. 3 Сохань И. В. Трансформации современной гастрономической культуры и тота- литет фастфуда // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 5. С. 173.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=