XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Монголоведение, тибетология, буддология к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 245 можно отнести записную книжку из Фонда Дорджиева О. М. (Тугмюд-гавджи) (шифр ФД–15, оп. 1, ед. хр. 466). Полевые археографические экспедиции позволяют говорить о том, что для домашних собраний светских верующих характерны единичные тексты. У калмыков таким текстом как правило является «Алмазная сутра» («Дорджи джодва» от тиб. rDo rje gcod pa ). Но даже и у мирян мы отметили такое обык- новение, как наличие подборки религиозных текстов для домашнего пользо- вания. Статистический анализ позволяет отметить наличие таких текстов, как «Дорджи Джодва», «Камчу нагпо», «Амитаюс»; не менее популярным в среде мирян является сочинение монгольского буддийского иерарха XIX в. Пятого Джебдзундамба-хутухты Лобсан-Чултэм-Джигмэд-Данби-Джалцана (1815– 1842) 1 . Наиболее часто у калмыков встречается текст под названием «Наказ (наставления) Джебдзундамба-хутухты» (ойр. Boqdo ǰ ibzun damba xutuqtuyin zarliq ), у синьцзянских ойратов выявлен список, именуемый «Наставления Пятого Джебдзундамба-хутухты» (ойр. Boqdo ǰ ibzun dambayin tabuduγar gegēni zarliq )» 2 . Изучение состава сборных рукописей позволяет более объемно представить себе собрания буддийских сочинений, бытовавших у калмыков в XVIII —сере- дине XX вв., выявить среди них канонические и неканонические, изучить исто- рию переводов отдельных сочинений и их изданий, определить круг, тематику текстов, по которым велось обучение в конфессиональных учебных заведениях. Петрова М. П. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Медитативно-философская лирика Г. Аюурзаны Сегодня монгольский писатель Гун-Аажавын Аюурзана (род. 1970) известен широкой читательской аудитории как прозаик, к 2018 г. выпустивший в свет уже восемь крупных романов. Однако в литературу этот автор пришел как поэт. Первые сборники его стихов «Одинокий беловатый листок» (« Ганцаар цайвар навч ») и «Ранние стихи» (« Балчир шүлгүүд ») вышли в 1995 г. Затем последовали «Передышка» (« Цаг хуацаа амсхийх зуур ») в 1998 г., «Мужская душа» (« Эр сэтгэл ») и «Философские стихи» (« Философийн шүлгүүд ») в 2001 г. В 2005 г. — сборник медитативно-философской лирики «Не дальше пределов» (« Non plus ultra »), а в 2009 г. — книга стихов «Заглядывающему в душу» (« Сэтгэл рүү шагайч Түүнд »). Поэтический сборник «Медитация» 1 Позднеев А. М. Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и совре- менного быта. СПб., 1880. 84 с. 2 Меняев Б. В. Список рукописи «Наставления Пятого Джебдзундамба-хутухты» (ойр. Boqdo ǰ ibzun dambayin tabuduγar gegēni zarliq ) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. №4. С. 143–150.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=