XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XVIII 244 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки составлялись их владельцами согласно той специализации, которую они получали в процессе обучения в буддийских конфессиональных учебных заведениях. Подготовка калмыцких священнослужителей до конца XIX в. проходила в специализированных школах, действовавших при хурулах. Однако представители элиты буддийского духовенства проходили обучение в крупных буддийских образовательных центрах за пределами калмыцких степей. Лишь те из обучавшихся, кто достигал высшей 4-й ступени, могли специализироваться по медицине, астрологии или философии. Вот почему мы можем отметить в сохранившихся калмыцких коллекциях наличие сбор- ников астрологического, медицинского содержания, в которых отдельные тексты создавались традиционным образом, при этом формат потхи ( бодхи ) сохранялся. Количество монастырей (больших и малых хурулов), их штат и деятель- ность регламентировались «Положением по управлению калмыцким народом» 1847 г. и другими законами. В конце XIX в. была открыта первая высшая религиозная школа Цаннит Чойра (тиб. mtshan nyid chos grwa ), организатором которой стал Бааза-бакши Менкеджуев. Школа прекратила свою деятельность после его кончины в 1903 г. В 1906–1908 гг. были открыты две новые высшие философские школы Чойра—Малодербетовская и Икицохуровская, в которых монахи обучались по программам тибетских школ 1 . Сведений о существований высших религиозных школ до конца XIX в., в том числе медицинских факуль- тетов-дацанов к нач. XX в., не выявлено. Что касается более позднего времени, т.е. со времени начала антирелиги- озной политики (после 1920 г.), изменяется и сам формат книг: они приобре- тают форму блокнота или записной книжки небольшого размера по образцу европейской тетради. Более того, в архиве КалмНЦ РАН хранятся записные книжки советского производства образца 1950–1960-х гг. («блок-книжка») в твердом переплете, содержащие текст на тибетском языке (шифр ФД–15, оп. 3, ед. хр. 276). Причина такой трансформации буддийских книг для нас очевидна: священнослужители, продолжавшие практику, даже несмотря на то, что они формально снимали с себя религиозный сан, вынуждены были иметь такой вариант текстов, которые легко можно было спрятать, хранить при себе, не привлекая внимания представителей административных органов. Не менее важным фактором служило и отсутствие бумаги нужного формата и качества (в фондах КалмНЦ имеются образцы тибетских текстов, записанные на бланках платежных квитанций образца 1940-х гг.). Представляет большой интерес содержание подобных сборников, их направленность, тематика, жанровая принадлежность, обращенность к опре- деленному божеству буддийского пантеона. К таким сборникам-«новоделам» 1 История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. Элиста, 2011. С. 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=