XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 267 организована женами африканских послов 1 , а среди даров, в том числе, были предметы, закупленные организаторами в сувенирном магазине в центре Москвы, на Кутузовском проспекте 2 . После окончания визита членов ВС СССР в Сьерра-Леоне из секретариата Верховного Совета в музей была передана фигурка круга «номоли» (Сьерр-Ле- оне, народ шербро (?), народ менде (?), XIV в (?), инв. № 4514 II) 3 . Фигурка была подарена почетным гостям из СССР директором государственнойшколы г. Бо как археологический артефакт. Вместе с несколькими другими статуэтками круга номоли-помдо 4 она формирует «пул» проблемных вещей коллекции, нуждающихся в уточнении атрибуции, которая в настоящее время колеблется между XVI и XX вв. 5 Одним из важнейших источников пополнения коллекции стали также пред- меты, передаваемые странами-участницами выставок африканского искусства, которые регулярно проходили в Государственном музее Востока. Наиболее крупное поступление такого рода — работы мастеров художественной школы Пото-Пото (Конго, Браззавиль), принятые по Акту № 19 от 1970 года, кото- рые представляют собой одну из интереснейших частей коллекции, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы. Проблемное поле, связанное с этой частью собрания, чрезвычайно широко, поскольку ставит перед исследователем целый ряд вопросов. К началу 60-х годов XX в. колониальная политика начинает переживать кризис, возни- кает необходимость в диалоге с африканскими культурами, отражением чего и является художественная школа Пото-Пото. Наряду с чисто практическими задачами—представить возможность развития художественных способностей (в европейском ключе) у конголезцев, предоставить им возможность выйти на художественный рынок и извлекать прибыль, это явление можно рассматри- вать как этнографический «эксперимент»: обучаться могли все желающие, а реализация самобытности африканских художников происходила в рамках чуждой им живописной художественной традиции. Художественное направление, в котором работали мастера школы, позволяет отметить интереснейшие особенности художественного видения, свойственные конголезским мастерам: чувство формы, цвета, композиции, ритма свойственно им, поскольку в африканских культурах мастеровит, внимателен, чуток любой человек; рамках работы «по-европейски» мастера сохраняют исконные черты 1 Войтов В. Е. Материалы по истории Государственного музея Востока/ 1971–1990. Люди. Вещи. Дела. М.: ГМВ, 2015. С. 415. 2 По устному сообщению В. Е. Войтова, главного научного сотрудника ГМВ. 3 Акт № 2 от 02.02.1966. 4 12 предметов. 5 Возможно, что эти предметы являются копиями старых вещей. Хотя см.: Куцен- ков П. А. Этнос и его искусство: Западный Судан. М.: Наука, 1991. С. 81.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=