XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 266 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки тока и Африки» 1 . Только в 1979 году фонд получил самостоятельный статус, однако он и по сей день включает в себя не только коллекции африканских вещей, но и небольшое количество предметов искусства стран Латинской Америки 2 . Что касается основных черт процесса сложения фонда, то на первом месте следует назвать зависимость пополнения коллекции от официальных передач из других учреждений, а также дарений и случайных закупок. Таким образом, собрание африканского искусства в фонде ГМВ является к настоящему моменту хаотичным и неравномерным по характеристике представленных в нем пред- метов, как в части их художественной и исторической ценности, так и в плане точности и полноты атрибуций. Однако, сам состав коллекции и особенности ее формирования дают удивительно точный срез истории культурного, поли- тического и экономического общения Советского Союза, а потом и России со странами Африканского континента. Так, крупные поступления в фонд африканского искусства связаны с дипло- матическими дарами 3 . Именно таким образом в Государственный музей Востока были переданы из МузеевМосковского Кремля наградной венец военачальника и щит (Эфиопия, народ амхара, к. XIX в., инв. №4699 II, 4544 II), поступившие как дипломатический дар по случаю визита негуса Эфиопии Хайле Селассие I в СССР в 1959 году. К поступлениям с «политическим оттенком» следует отне- сти также маску-наголовник (Гвинея, народ бага, XIX в., инв. №5186 II) —этот предмет, c 1897 года находившийся в фонде Национального музея г. Конакри, был передан музею г-ном Моэконом, сотрудником посольства Республики Гвинея 4 . 80 предметов поступило в Государственный музей Востока в 1986 году после окончания выставки под названием «Искусство Африки. Выстав- ка-дар африканских посольств в Москве», примечательно, что выставка была 1 Берзина С. Я., Войтов В. Е., Филатов В. Л. Введение // Оружие и художественный металл Тропической Африки в собрании Государственного музея Востока. М.: Госу- дарственный музей Востока, 2015. С. 11. 2 Полное название фонда: «Фонд искусства стран Тропической Африки и Латинской Америки». «Географически» относящиеся к рассматриваемой коллекции предметы также находятся фонде драгоценных металлов. 3 В статью не вошли поистине бесчисленные дипломатические дары в форме «сувениров высокого класса», которые составляют большую часть собрания, хотя это явление, безусловно, заслуживает пристального внимания как пример того, насколько быстро мастера откликаются на запрос европейского художественного рынка и какие именно черты нового для себя художественного пространства они «считывают». 4 Вероятно, передача произошла по окончании выставки искусства Гвинеи, орга- низованной Национальным музеем г. Конакри (24.10–18.11.1974). См.: Войтов В. Е. Материалы по истории Государственного музея Востока/ 1971–1990. Люди. Вещи. Дела. М.: ГМВ, 2015. С. 519. Передача по акту № 7 от 28.03.1975.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=