XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 270 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Как видно из простого перечисления обстоятельств поступления того или иного предмета в коллекцию, чаще всего это вещи, попавшие в музей «по случаю». Пожалуй, единственным исключением являются предметы, закуплен- ные В. Е. Войтовым и Завитаевым П. В. у антиквара-африканца на блошином рынке Франкфурта-на-Майне и переданные в дар в Государственный музей Востока 1 : два подражания гирькам ашанти для взвешивания золотого песка, дополнившие предметы из собрания Яблочкова (Гана, ашанти, последняя четверть XIX в., инв. №№ 9070 II, 9071 II), и ритуальный топорик (Замбия, балуба, первая половина XX в., инв. № 9069 II). В 2017 году Государственный музей Востока впервые принял участие в экспедиции в Республику Мали под руководством П. А. Куценкова (Инсти- тут востоковедения РАН). «Итогом экспедиции стало пополнение фонда как предметами изобразительного искусства догонов (замки и круглая скульптура, до того в собрании музея не представленные), так и керамическими изделиями (также ранее отсутствовавшими) и металлопластикой (в собрании представ- ленной всего двумя предметами). Необходимо отметить, что памятники… не только этнографически досто- верны, но имеют и значительную художественную ценность: они отбирались именно с учетом их последующей музеефикации. Поскольку эти произведе- ния приобретались непосредственно у изготовителей или местных держате- лей памятников, они сопровождаются редкой по полноте и достоверности информацией о происхождении: авторе, времени и месте производства, что вообще является большой удачей при формировании коллекций африканского искусства. Их датировки также представляют отдельный интерес: это как современные памятники традиционного искусства (некоторые из них были изготовлены на глазах участников экспедиции, фиксировавших все этапы процесса), так и «старые» произведения, насчитывающие не одну сотню лет, (что опровергает миф о невозможности приобретения подлинного старого африканского искусства в наше время). Примером такого рода может служить «фетиш»-охранительница деревни, происходящая из д. Кани-Бонзон (ГМВ КП 57448), возраст которой XVII(?)–XIX вв.» 2 Участие музея в полевых исследованиях в Республике Мали в 2019 году позволило отбирать предметы, дополняющие уже существующую коллекцию искусства догонов, а также расширить регион за счет приобретения предметов искусства этносов бамбара и бобо. Поступившие в музей вещи в настоящее время проходят подготовку к ЭФЗК. 1 Акт приема № 13 от 18.09.1995. 2 Ванюкова Д. В., Куценков П. А., Лаврентьева Н. В., Семенова В. Н. Экспедиция в Страну догонов (Республика Мали, регион Мопти) // Вестник института востокове- дения РАН. № 3. М., 2018. С. 47.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=