XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 271 Воеводский А. В. (НИУ ВШЭ; ИВИ РАН, Москва) Восприятие обычая лобола (брачного выкупа) у народов Южной Африки европейцами во второй половине XIX века Встречи культур в рамках колониального общества до сих пор остается одной из важнейших проблем в современной африканистике. Одним из ее проявлений было то, как европейцы воспринимали местные обычаи и тради- ции, какой смысл вкладывали в повседневные практики африканцев. Это во многом определяло характер колониальной политики в целом. В южноафриканских колониях Великобритании одним из дискутируе- мых вопросов среди колониальных чиновников и миссионеров был обычай лобола —выплата брачного выкупа отцу невесты. Европейцы, вступив в тесный контакт с африканцами, однозначно трактовали его как акт купли-продажи. Но как указывали еще Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехин такое мнение было глубоко ошибочным. Слово « лобола » использовалось африканцами только в отношении выкупа за жену, но не применялось в отношении актов меновой торговли. А. Р. Рэдклиф-Браун, анализируя данный институт, пришел к выводу, что основной функцией лобола являлось укрепление социального положения детей, рождавшихся в браке. Однако, эта практика вызывала у европейцев ассоциации с продажей в раб- ство, что противоречило их представлениям о свободе личности. Американский миссионер Льюис Гроут с удивлением писал: «Вместо того, чтобы избегать самой идеи быть предметом купли-продажи, несчастные девушки-язычницы гордятся этим, считая доказательством своего достоинства». Миссионерами были предприняты попытки запретить обычай лобола . Но в глазах африканцев брак без выплаты лобола считался недействитель- ным. Женщины считали себя униженными, если за них не давался брачный выкуп. Они боялись, что без лобола они потеряют поддержку со стороны своей семьи и им негде будет найти защиту в случае притеснения со стороны мужа. Как указывали сами африканцы, если обычай лобола не выполнялся, то женщина рассматривалась как проститутка, а не как жена. Таким обра- зом, запрет лобола мог отвратить многих от вступления в христианскую общину. Поэтому этот вопрос стал предметом серьезных дискуссий среди священнослужителей. Часть миссионеров выступала за полный запрет данной практики. Другие же были готовы смириться с этим обычаем. В 1860 году на миссионерской конференции норвежский проповедник Г. Шредер даже выступил с предложе- нием оказывать помощь с брачным выкупом африканцам, живущим в миссиях. Тем не менее обычай лобола был официально признан актом купли-продажи. Как указывал британский магистрат Джеймс Гибсон, европейцы за все время пребывания в Натале так и не поняли смысла данного обычая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=