XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 276 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Актуализация визуального ряда в процессе тиражирования впечатлений (в ущерб вербальному) привела к тому, что к категории травелогов все чаще относят иллюстрированные издания, наборы фотографий и документальные фильмы о путешествиях. Между тем именно Слово (с большой буквы)—основ- ная структурно-семантическая единица языка — обладает номинативной, коммуникативной и эстетической функциями. Увлекательное повествование о путешествии на протяжении столетий привлекало внимание читателей, даже если не сопровождалось прямой фиксацией увиденного. Таковы, например, истории, рассказанные гриотами. В границах контекстуальной культуры, как является и африканская, чрезвычайно важно, от кого исходит Слово. Мнение профессионалов в любой области высоко ценится. Применительно к региону Тропической Африки пионером травелога сле- дует считать Олауду Эквиано. «Занимательное повествование о жизни Олауда Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца» (1789 г.) превратилось в нарратив эпохи, переходной от рабовладения к колониализму. В ХХ в. отдельные зари- совки на тему путешествий по Африке были сделаны на страницах автобиогра- фий Кваме Нкрумы и Ннамди Азикиве, Кваме Энтони Аппиа, Воле Шойинки, Чинуа Ачебе и других африканских знаменитостей. И хотя, по всеобщему мнению, сами африканцы не очень много путешествуют, в настоящее время именно они сами способствуют накоплению эмпирических знаний об Африке. В числе бросивших вызов стереотипам и преуспевших в создании пост- колониального дискурса преобладают писатели (Чимаманда Нгози Адичи (Нигерия), Крис Абани (Нигерия-США), Тедж Коул (Нигерия), Биньяванга Вайнайна (Кения)}, журналисты {Пелу Авофесу (Нигерия), Ноо Саро-Вива (Нигерия-Великобритания), блогеры {Кэролайн Ачиенг Отиено (Кения)), открывшие Африку заново для себя и для миллионов читателей—африканцев и не африканцев. Они создали объективную и достоверную картину прошлого и настоящего благодаря своей мобильности и профессиональной подготовке, в процессе тиражирования своих впечатлений на уровне издательской дея- тельности и формирования электронных ресурсов, доступных в силу диджи- тализации социального и образовательно-научного пространства в условиях глобализации всем желающим. Грибанова В. В. (ИнАфр РАН, Москва) Новые явления в системе образования ЮАР в начале XXI в. Победа Африканского Национального Конгресса на выборах в апреле 1994 г. привела к серьезным изменениям в жизни южноафриканского общества, в том числе в образовании. Согласно второй главе принятой вскоре конститу- ции и Закону об образовании 1996 г., каждый теперь имеет право на базовое

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=