XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 277 образование, включая базовое обучение взрослых, и на продолжение учебы. По прошествии четверти века с начала демократических преобразований и образовательной реформы некоторая общая картина состояния системы обра- зования выглядит следующим образом. Был расширен доступ к образованию для африканцев и снижен процент неграмотных. Согласно данным ЮНЕСКО на 2008 год грамотность среди взрослых мужчин составляла 89,9 %, среди взрослых женщин — 88,1 %. В традиционно отсталых провинциях, бывших бантустанах, появились образцовые школы: хорошо оборудованные и предо- ставляющие образование высокого уровня. Большим достижением последних лет можно считать уменьшение количества учеников на одного учителя, в сред- нем по стране оно составляет 30,7:1. Удалось существенно увеличить количество учащихся в среднейшколе, которое было очень невелико в период апартеида. На 2010 г. охват детей начальным обучением вырос до 80 %, а средним—до 62 % . Тем не менее, внешне благополучную картину развития школьного обра- зования в ЮАР приходится корректировать. Практически все 1990-е гг. стали тяжелым временем для школы и последствия такой кардинальной перестройки общества и образования проявляются до сих пор. Одной из самых острых проблем стал низкий уровень квалификации учителей и их хронический недостаток. Главными причинами нежелания учителей продолжать работать в сфере обучения остаются: низкая зарплата, очень большая нагрузка, несо- гласие с политикой правительства в области образования. Возможно, самые большие трудности в школе связаны с падением престижа профессии школьного учителя и деградация отношений учитель-ученик. Эти проблемы являются ключевыми для понимания той ситуации, которая сложилась во многих школах в результате затянувшегося перехода от апарте- ида. Тяжелое положение во многих учебных заведениях связано и с ростом подростковой и детской преступности. Нередкими являются случаи срыва учебного процесса. Зачастую возобновляются прежние методы, практико- вавшиеся молодежью в период борьбы с апартеидом для решения проблем, возникающих в учебном процессе: бойкоты, демонстрации, срывы занятий. Сохраняются трения между различными расовыми группами в ряде средних и высших учебных заведений. К трудностям последнего времени надо отнести и снижение финансирова- ния системы образования и достаточно низкий средний уровень подготовки в школе. К 2005 г. расходы на нужды системы образования снизились до 3 % всех бюджетных расходов, и только с 2010 г. ассигнования на сферу образования стали постепенно увеличиваться, достигнув к 2013 г. 5 %. В первом десятиле- тии XXI в. процент успешно сдавших выпускной экзамен в государственных школах не поднимался выше 60‑70 %, количество учащихся, не выдерживаю- щих экзамены, велико в тех школах, где учатся преимущественно африканцы. В частных школах процент успешно сдавших впускной экзамен доходит до

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=