XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 282 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки церковь добилась в Конго и Эфиопии. И правители, и традиционная элита, и значительная часть населения признали главенство Папы римского. В Конго, где господствовал культ предков и была относительно развита государствен- ность, мани практически сразу же крестился. Он и его приемники активно использовали христианскую идеологию для укрепления своей власти. За правителем последовала традиционная знать. Они обрели европейские имена и титулы, восприняли письменную культуру и образование. Поддерживали активные дипломатические и политические контакты с Португалией /Испа- нией и Ватиканом. Эфиопия приняла христианство монофизитского толка в IV веке. Оно быстро превратилось в господствующую идеологию и не только повли- яло на образ жизни господствующих слоев населения, но за более чем тысячелетний период проникло в самые глубинные пласты народа, стало неотъемлемым атрибутом повседневной жизни. Португалия первоначально рассматривало Эфиопию как союзника в борьбе за контроль над торговлей с Востоком через Красное море. Но после открытия пути в Индию вокруг Африки Лиссабон перестал интересоваться альтернативными вариантами. Тогда иезуиты воспользовались объективными внешне-и внутриполити- ческими трудностями и сумели поставить под свой контроль императора и всю светскую религиозную знать. Главой церкви стал Папа римский, все духовенство сверху до низу было рукоположено по католическому образцу. Многочисленные миссионеры начали внедрение новой деноминации в народные массы. Но и в Конго, и в Эфиопии католицизм не прижился. Вскоре правители и народные массы возвратились к своей старой вере, хотя и по разным причинам. Нигде, за исключением латинской Америки, прозелитическая деятельность католической церкви не была успешной. Но если в странах Востока, России и Эфиопии это можно было бы объяснить укоренившимися устойчивыми религиозными традициями, то для Конго это объяснение не подходит. Дело в том, что католическая церковь была еще не готова к синтезу христианства с религиозными представлениями других цивилизаций, как например, буддизм в конфуцианском ареале. Он сохранил свои фундаментальные положения, но обрел новую догматику и религиозную практику. Таким образом возник чань-буддизм. Однако деятельность иезуитов не была напрасной. Они подготовили почву и в Европе и в Африке для возникновения, укрепления и увеличения сторон- ников афро-христианских организаций. Многие из них стали многомиллион- ными церквями со своей догматикой, иерархией, обрядовой практикой. Только афро-христианские организации в XXI веке способны остановить экспансию ислама и восстановить влияние европейской цивилизации на Черном конти- ненте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=