XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 284 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки какие другие слова относятся к 1а классу, какова форма префикса этого класса, какие термины родства (и почему) относятся к 1, а не к 1а классу, как семантика данных терминов коррелирует с согласовательной парадигмой и образованием множественного числа. Особый интерес в контексте «реляционности» тер- минов родства представляет их морфосинтаксический статус в посессивных конструкциях. Завьялова О. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Проблема выделения жанров в устной традиции манден (Западная Африка) Устная традиция народов манден (Западная Африка) является сегодня действующей традиции. Более того еще жив и сам институт кастовых ска- зителей-гриотов. В силу данного этапа развития фольклора ему свойственен определенный синкретизм; до сих пор песенный и непесенный фольклор манден взаимосвязаны. Для нас же интерес представляет собственное опре- деление жанров устной традиции, того, что для носителей культуры является действительно важным. Какие принципы кладут они сами в основу деления текстов на жанры? Все тексты для манден делятся на те, что относятся к «чистой речи» и к «речи со смыслом», использующей символический язык, именно вторая и относится к устной традиции. В первую очередь, тексты и жанры подраз- деляются по степени «серьезности», то есть значимости для традиции, что связано с функциональностью и обрядовостьюжанра. Так у бамана и манинка, где существует институт гриотов, к наиболее значимым текстам относятся именно те, которые могут исполнять только гриоты (эпос, фаса). Кроме гри- ота-исполнителя показателем значимости являются возрастные ограничения для рассказчика: некоторые тексты относящиеся к происхождению рода, могут быть рассказаны только мужчинами старше 40 лет. Также, судя по терминам, относящимся к сказкам, в традиции манден важен формальный признак: корот- кие и длинные повествования одного и того же жанра (с нашей точки зрения) у них могут иметь разные названия. Наиболее значимыми для традиции являются жанры, повествующие о происхождении семьи, рода, деревни, государства и т. д. Для африканцев социальная история, в принципе, представляет наибольшую ценность. За неимением письменной истории вся историческая память формировалась и хранилась в устной форме. «Память — есть знак существования коллек- тива», — писал Ю. М. Лотман. Не только единство коллектива зависит от его истории, но и самоопределение народа-носителя. Так, если при образовании империи Мали входившие в нее народы имели общую историю, связующим

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=