XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 296 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки коллекции африканского искусства существовать в музее как неотъемлемая часть его фондов и развиваться. Эти «старые» вещи происходят из французских покупок С. И. Щукина, его задачей была необходимость проиллюстрировать истоки форм современного ему авангарда. Несмотря на то, что прямое влияние африканского искусства на поиски европейских художников постулируется многими исследователями, и хотя очевидно, что этот процесс был не столь прямолинейным и более сложным и разносторонним 1 , но у многих французских продавцов и коллек- ционеров начала XX в. эта идея пользовалась популярностью; было так и для C. И. Щукина 2 . Эта покупка имеет характер комплекта, единого приобретения, где контекст покупки приобретает большое значение. Причем вещи характери- зуются высоким художественным качеством, а также, возможно, изначально могли иметь непосредственное ритуальное применение. Спустя многие годы в 2011–2012 гг. в ГМИИ поступила следующая кол- лекция Михаила 3 и Леонида Звягиных 4 из 89 предметов, переданная им в дар музею. Это сравнительно небольшое по количеству предметов собрание представляет искусство различных стран Африки — Мали, Кот д’Ивуара, Нигерии, Конго, Камеруна, Габона, Гвинеи, Сьерра-Леоне и Буркина-Фасо. В 2011 г. в ГМИИ состоялась выставка «Искусство Тропической Африки», по окончании выставки половина экспонатов была передана в музей (ГМИИ, инв. № ИА 1–94). Стоит отметить, что эта коллекция создана художником и скульптором, ставшим коллекционером, так что это не только и не столько знаточеский, но прежде всего художественный подход к отбору памятников. Часть собрания М. Звягина, переданная в ГМИИ, представляет коллекцию тканей (27 предметов), а также деревянной скульптуры (статуи и маски). Зна- работы Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина за 1981 г. М., 1982. С. 66–68; Этнос и его искусство. Западный Судан. Процессы стилеобразования. М.: Наука 1990. С. 115. 1 Сиим А. Ю. Африканская маска: десакрализация без профанации // Маски: от мифа к карнавалу. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-2007». Вып. XXXVIII. Тула: Власта, 2008. С. 126–127. 2 Арсеньев В. Р. Маска Африки: 100 лет пути от культуры к культуре // Маски: от мифа к карнавалу. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-2007». Вып. XXXVIII. Тула: Власта, 2008. С. 118–119. 3 М. Л. Звягин (р. 1931 г.) — художник, скульптор, коллекционер. Живет в Бру- клине, первые приобретения совершены на блошиных рынках в США, позднее — у приезжавших в США граждан африканских стран. Собрание насчитывает более тысячи памятников. См. Арсеньев В. Р. Культура Африки и коллекционированиеAntiq.Info. 2008. №70; Ценитель, подвижник, знаток // Африканское искусство из собрания Михаила и Леонида Звягиных. СПб., 2009. 4 Сиим А. Ю. Африканское искусство из собрания Михаила и Леонида Звягиных. СПб., 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=