XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 301 чины с бородой и бритой головой, повернутой вправо. Поза статуэтки может быть описана как сидящего «по-турецки». Тонкие руки опущены вниз, на предплечьях изображены браслеты. Статуэтка изготовлена около 1917 г. масте- ром Ангуно Того (дед Малика Карамбе) и приобретена в магазине при Музее деревни Энде в ноябре 2017 г. В Национальном Музее в Бамако датировка статуэтки была подтверждена. Планируется дальнейшее пополнение коллекции, а также продолжение работы по ее описанию, но важнейшим вопросом остается создание методо- логической основы для формирования собрания искусства Африки ГМИИ. Африканская коллекция ГМИИ пока имеет довольно аморфную струк- туру — она с одной стороны имеет музейно-историческую составляющую, с другой стороны— условно «современную». В ней представлены памятники разного времени, многие из которых необходимо точнее атрибутировать, выде- лить в тематически группы. При разделении коллекции на «тематические» группы можно будет яснее сформулировать, какие аналогии им необходимы, каких разделов и тематиче- ских и художественных не хватает в собрании. Предлагается составить «конгломераты памятников»: тематические, по материалам и видам искусства, географическому происхождению. Например, в собрании есть некоторые виды тканей (значит, эту тему можно продолжать, дополняя, например, тканями с фигуративным декором), есть женские и мужские образы, но практически нет парных статуй (зато есть такой памятник в щукинском собрании), характерных для некоторых африканских культур, есть два декорированных резьбой табурета из разных поступлений и географических регионов (можно продолжать), совсем немного масок и мелкой пластики, рельефов. Эта коллекция может рассматриваться в «диалоге» как с коллекциями древностей — древнеегипетской (также цивилизация африканского конти- нента), античной (как диалог классики и не-классики), искусством начала XX века и современным искусством (соотнесение или его отсутствие с аван- гардом). Ценность предмета в художественном музее мирового искусства состоит не только в том, что какая-то скульптура — это фетиш, ведь им может стать, в принципе, любая скульптура при определенных условиях — важно, какую художественную ценность имеет этот памятник, почему именно он стал объек- том культа, отсюда—его важность и для антропологии, и для истории религии и проч. При отборе для формирования фонда необходимо рассматривать пред- мет как памятник искусства, как предмет, обладающий своим художественным языком и эстетикой. Как этот памятник взаимодействует с традицией, как в нем осуществляется поиск новых художественных решений в рамках живой традиции и насколько эта традиция продуктивна на данный момент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=