XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 323 чии явного и скрытого смыслов. Кэне было не принято записывать, поэтому число произведений, дошедших до нас, очень мало. Создание эфиопских произведений жанра кэне происходило во время церковных служб и следовало определенным канонам. Поэтому тематиче- ское содержание произведений привязано к Библии — основному источнику сюжетов, персонажей и моральных норм. В то же время, стихи такого жанра преследовали несколько социальных целей, в том числе — для конфиденци- альной передачи информации при посторонних, для оскорбления какого-либо лица социально приемлемым образом, а также как средство критики или вос- хваления знати, царей и церковных иерархов. Несколько разновидностей кэне , а именно «Милость твоя», «Восхваление» и «Воскурение ладана», чаще всего во время службы адресовались знатным людям Эфиопии. Так, в произведениях кенэ «Воскурение ладана» последние три или пять строк называются «последование царское». Они получили свое название из-за того, что обычно были посвящены царю, настоятелюмонастыря, святому или городу, в котором проходила служба. В данном докладе основное внимание уделено произведениям жанра кэне , в которых в скрытом или явном виде есть восхваление или критика светских и церковных элит Эфиопии. В сюжетах кэне авторы стихов нередко выражали благодарность императорам Эфиопии за те или иные дарованные блага, восхваляли их дела и решения, вос- певали военные подвиги и главных военачальников. В этих произведениях импе- раторов сравнивали с библейскими героями и всячески подчеркивали, что цари Эфиопии—потомкиСоломона. Существуют кэне , в которых на протяжении всего произведения, автор славил настоятеля определенногомонастыря или священника. Во время церковных служб чаще всего звучали кэне, восхваляющие цер- ковных или светских деятелей, но нередко можно было услышать и критику, даже негодование, в адрес того или иного человека. Такие кэне использовались во время поэтических турниров, реже во время церковной службы. Истинный смысл произведения, содержащего в себе критику, наиболее сложно различим, поскольку негативные оценки и осуждение выражаются непрямым образом. Только человек, в полной мере владевший языком геэз и знавший историю и реалии страны, мог увидеть в произведении критику и недовольство властью. Саркисова-Куамé В. Ю. (Université d’Etat de la Côte d’Ivoire de la ville d’Abidjan (Cocody), Абиджан, Кот-д’Ивуар) Колдовство как «социальный лифт» для повышения социального статуса (Кот-д’Ивуар, Западная Африка) Существует социальная лестница — иерархия, стратификация. На ее ступеньках можно «стоять» — сохранять и поддерживать существующий

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=