XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 339 процесса демаркации, осуществляемого программой Африканского союза по вопросам границ. В сентябре 2018 г. состоялось трехстороннее совещание по проблемам трансграничного сотрудничества. По итогам встречи были определены совместные рекомендации по эффективной охране и поддер- жанию правопорядка в этом регионе. Таким образом, в Районе Великих африканских озер в определенной степени наметилась перспектива урегу- лирования ситуации, что позитивно должно отразиться на международной безопасности в целом. Сиим А. Ю. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Афрабия как восточноафриканская идентичность Концепция афрабия впервые появилась в работах кенийского историка и политолога Али А. Мазруи (1933–2014). Она представляет собой антиори- енталистическую интерпретацию культурно-политической истории Африки и формулирует новую конфигурацию цивилизаций. Афрабия —  это синкре- тическая культура и свойственный ее носителям тип самосознания, возник- шие в результате тесных контактов арабов и африканцев, начавшихся еще в доисламскую эпоху и особенно усилившихся в ходе проникновения ислама на африканский континент. Принадлежность к афрабии —бытность афрабийцем (англ. Afrabian, суах. Mwafrabia) — реализуется на нескольких уровнях: генеалогическом, культур- ном и идеологическом. Генеалогические афрабийцы — по сути креольский этнос — это потомки смешанных браков поселившихся в Африке арабов и представителей африканских народов. Афрабийская культура включает в себя не противоречащие друг другу традиционно-африканские и арабо-му- сульманские элементы, и принадлежность к ней не определяется по принципу наличия арабской крови, а также по расовому критерию. Арабизированные африканцы и африканизированные арабы в равной степени являются афра- бийцами (например, суахили в Восточной Африке и исламизированные народы западносуданского Сахеля). В цивилизационном плане афрабия противопоставлена иудео-евро- пейской модели; их столкновение началось в колониальную эпоху и про- должается до сих пор. Оказавшись во многих отношениях вербализацией объективно существующего типа самосознания и будучи построенной по большей части на восточноафриканском материале, концепция афрабия получила широкое признание в странах Восточной Африки среди суахи- лиговорящего мусульманского населения и является идеологической базой ряда оппозиционных партий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=