XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 381 С одной стороны, в этот период ярко проявился кризис традиционной морали и ценностей, а также основанной на них системы управления. С другой стороны, в это время Китай начинает все более активно сближаться с Западом, происходит усиление контактов, в результате которых китайцы начинают абсорбировать западную буржуазную культуру. В результате, к 1920–1930-м годам создается причудливая социальная картина, представляющая собой переплетение норм западной буржуазной морали и традиционных феодальных порядков, что поро- дило формирование негативных тенденций в китайском обществе. Исходя из анализа произведений, мы можем увидеть социальную среду, где основную массу составляют «вечные студенты», которые затем вырастают в «продажных чиновников». В этой среде смыслом жизни людей становятся еда, одежда, деньги и азартные игры, в то время как духовная составляющая уходит на второй план. Общество охвачено жаждой наживы, удовлетворе- нием своих желаний и слепым преклонением перед всем иностранным. Люди готовы пойти на любой обман и предательство, чтобы достичь своих целей и получить выгоду. Вместе с тем, в этой среде по-прежнему присутствуют феодальные пере- житки, старая мораль занимает все еще важное место в жизни общества. Это наиболее явно проявляется при рассмотрении положения женщин того времени. Несмотря на широкое распространение идей о равноправии мужчин и женщин, о праве человека на свободную любовь и брак по любви, многие мужчины в этом обществе стремятся сохранить привычки старого века, не признавая ни свободной любви, ни браков, устроенных без сватов и сводни- ков, ни права человека на развод. В свою очередь, женщины не верят, что в их жизни может что-нибудь измениться и не борются за свое счастье. Перед нами предстают образы жалких, забитых женщин, которые терпят унижения и тяжко страдают, будучи не в силах избавиться от постигнувшей их участи. Представители интеллигенции как носители высоких идеалов не впи- сываются в рамки современного им общества. Многие из них переживают внутреннюю драму, в которой пережитки прошлого сталкиваются с нормами нового мировоззрения. С одной стороны, им чужды законы и принципы, по которым живут люди в окружающей их среде, они ощущают себя чужаками и хотят изменить жизнь к лучшему. С другой стороны, даже чувствуя свою отчужденность, они все равно следуют общепринятым общественным правилам и установкам. Для интелли- генции этого переходного периода характерно видение жизни в романтическом ключе. Не выдерживая столкновения с реальностью, она оказывается не в силах что-либо изменить, поскольку не способна на решительные шаги и поступки. Таким образом, исследование произведений Лао Шэ внесит важный вклад в изучение проблемы китайской интеллигенции и ее отображения в литературе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=