XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XX 394 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки В 1602 г. Бахрейн попал под контроль Сефевидского Ирана и, наряду с Куфой и Неджефом, стал одним из центров шиизма того времени 1 . Однако в 1783 4году остров был завоеван представителями конфедерации племен бану ʻУтба, а правящим родом стал Ал Халифа. В результате, положение шиитов посте- пенно начало ухудшаться, что позже отразилось на социально-политическом развитии страны. Сегодня шиитские политические движения и партии борются за отмену дискриминации в сфере профессиональной занятости и в сфере высшего образования, за увеличение числа представителей шиитов в правительственном аппарате, освобождение политических заключенных и установление диалога с властью. Ярким примером борьбы за свои права стали забастовки и стол- кновения в 30-х и 50-х годах ХХ в., попытка государственного переворота 1981 г., антиправительственные демонстрации в девяностых годах, полити- зация шиитского движения в Бахрейне в начале 2000-х годов после принятия новой конституции, массовые протесты в ходе «Арабской весны», бойкот оппозицией парламентских выборов 2014 года и недовольство проведением выборов в 2018 г. Несмотря на кажущуюся разделенность общества Бахрейна, существуют факты, которые позволяют поставить вопрос о существовании некой бахрейн- ской идентичности, которая стирает конфессиональные различия и объеди- няет население страны. Для этого обратимся к исследованию общественного мнения жителей Бахрейна, которое было проведено в 1970 году представителем Генерального секретаря ООН в связи с официальными обращениями Вели- кобритании и Ирана (последний претендовал на присоединение территории Бахрейна в преддверии получения им независимости). Согласно докладу 2 , в стране были проведены консультации среди представителей групп населе- ния, которые были разделены на следующие категории: религиозные лидеры (шиитские и суннитские), муниципальные советы и другие административные комитеты, клубы, профессиональные объединения и др. Кроме того, предста- витель ООН лично посещал и деревни, в которых он встречался с мухтарами (главами деревень) для выяснения их мнения. Его работа позволила охватить широкие конфессиональные, возрастные, социальные слои населения, значи- тельно отличающиеся и по географической принадлежности. Согласно отчету, подавляющие большинство респондентов высказывалось за независимость Бахрейна, сосредотачивая внимание на бахрейнской или общей арабской 1 Fuller G. E., Francke R. R. The Arab Shia. The forgotten Muslims. NewYork: St. Mar- tin's Press, 1999. P. 121. 2 Report of the personal representative of the Secretary-General in charge of the good offices mission, Bahrain. https://documents.un.org/prod/ods.nsf/home.xsp, https://docu- ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N70/099/09/pdf/N7009909.pdf?OpenElement. P. 10–17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=