XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 395 идентичности. Важно отметить, что конфессиональные разногласия по этому вопросу отсутствовали; также солидарны с этим мнением были и бахрейнцы иранского происхождения. Касаясь вопросов внешней политики, большинство отмечало необходимость более тесного сотрудничества со странами Залива, в том числе и Ираном. Очевидно, что у подобного единства во мнении было несколько причин, которые, по-видимому, так или иначе продолжают сплачивать бахрейнское общество. Во-первых, до 1970 года, важным фактором жизни страны был полити- ческий контроль со стороны Великобритании, в частности ее политического агента Ч. Белгрейва, который оказывал сильное влияние на внутреннюю политику страны. Против такого контроля и самого Ч. Белгрейва вспыхивали восстания в 30-х и в 50-х годах ХХ в., которые объединили суннитов и шиитов в попытке провести в стране необходимые административные реформы. Стоит отметить и безусловное влияние идей арабского национализма и панарабизма на политическую жизнь в Бахрейне, которые способствовали стиранию кон- фессиональных границ. Кроме того, шиитские движения и политические партии обособляют себя от Ирана и отрицают всяческие связи с ним. Причин такого явления может быть несколько: во-первых, ранее упомянутое деление внутри самих шиитов на две группы; во-вторых, в прошлом между иранскими и бахрейнскими шиитами существовало четкое разделение по принадлежности к правовым школам—ахбаритам и усулитам; в-третьих, шиитская принадлежность отходит на второй план, подчеркивая идентичность угнетенной части бахрейнского общества: восприятие себя как бахрейнцев связано с борьбой против моно- полизации власти со стороны семьи Ал Халифа, ведь на стороне оппозиции выступают и сунниты. Ярким примером этого феномена являются лозунги, отражающие настро- ение народных масс. Они были зафиксированы 1 американским политическим аналитиком Г. Фуллером и представителем Руководящего Совета Ирака в США в 2003 г. Р. РахимомФранки во время поездки по шиитским деревням Бахрейна. По сообщениям авторов, за исключением радикального лозунга «смерть Ал Халифа», остальные носят умеренный характер, практически не подчер- кивая шиитскую идентичность и не призывают к установлению исламского государства, обращения к Ирану и т. д. Среди них: «Где справедливый суд?», «Конституция—это решение!», «Почему люди безработные?», «Не существует суннизма и шиизма — люди просто хотят свободы!» и т. д. Тем не менее, вопрос о существовании единой бахрейнской нации все же остается открытым, поскольку на данный момент общество консолидируется вокруг сторонников перемен в общественно-политической жизни страны, 1 Fuller G. E., Francke R. R. The Arab Shia. P. 139–140.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=