XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

«Школа молодого востоковеда» — 2019 к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 401 Во-вторых, значительно осложняются межконфессиональные отношения. Должен ли мусульманин точно следовать всем установкам своей религии, проживая в рамках светского сообщества? Или в новых условиях религиозные требования должны быть скорректированы? В-третьих, должен лимусульманин участвовать в политической системе такого государства? Может ли он активно участвовать в законотворческом процессе секулярного государства, занимать должности в государственных учреждениях, оказывать влияние на общественнуюжизнь? Наконец, следует ли мусульманину распространять свои религиозные убеждения, популяризировать ислам, создавать новые общественные организации, и если да, то какими методами? Ответы на эти и целый ряд других вопросов долгое время оставались без внимания современных мусульманских богословов ( ʻ улама ). Одним из первых, кто попытался теоретически обосновать правомерное поведение мусульманина в современных странах Запада стал арабо-американский богослов Таха Джабир ал-Алвани (Taha Jabir Al-Alwani, 1935–2016). Ал-Альвани родился в Ираке в 1935 году. Высшее образование получил в университете аль-Азхар, где и защитил докторскую диссертацию в 1973 г. После завершения учебы он вернулся в Ирак, но был вынужден покинуть страну из-за преследований баасистского режима; с 1980-х живет в США, где в 1981 году стал одним из основателей Международного института исламской мысли. В своих работах он подробно исследует вопрос с точки зрения богослова, дает следующее определение фикха для меньшинств: «Фикх для меньшинств представляет собой специальную дисциплину, учитывающую соотношение между религиозным правлением и условиями существования сообщества, местом, в котором оно проживает» 1 . По ал-Алвани, фикх не предполагает при- вилегий или уступок, напротив, это способ сделать мусульман полноценной и активной частью общества. Относительно новая исламская концепция еще достаточно мало изучена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Можно указать публи- кации Р. Курбанова 2 , К. Гасимова 3 , Дж. Эспозито 4 . 1 Мусульмане в публичном пространстве Америки: Надежды, опасения и устрем- ления. М., 2005. С. 62. 2 Курбанов Р. В. Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское право в совре- менном немусульманском мире. (На примере стран Западной Европы и Северной Америки). М., 2010. 3 Гасимов К. Между Kulturkampf и Politikkampf: вспоминая двух покойных мусуль- манских интеллектуалов [Электронный ресурс]. URL: http://katori.pochta.ru/linghttp:// islamoved.ru/2016/mezhdu-kulturkampf-i-politikkampf-vspominaya-dvuh-pokojnyh- musulmanskih-intellektualov/uistics/portals.html (дата обращения: 29.01.2019). 4 Мусульмане в публичном пространстве Америки: Надежды, опасения и устрем- ления. М., 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=