XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XX 430 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки фи ‘илм ал-’аруд 1 . Рукописные копии произведения хранятся в знаменитых библиотеках таких городов, как Каир, Багдад, Стамбул, Алеппо, Берлин, Лейден. Сочинение написано на арабском языке, как и основная часть произ- ведений этого автора. Если сравнить трактат Замахшари ал-Кистас с произведениями других авторов из Мавераннахра, то можно сделать вывод о том, что он написан более самостоятельно и оригинально. Во введении к тарктату для более полного понимания науки об ‘аруд е автор отмечает взаимосвязь этой науки с дру- гими филологическим дисциплинами. Он разделяет их на 12 категорий: ‘илм ал-лугат (лингвистика), ‘илм ал-абнийат (наука о неизменяемой форме), ‘илм ал-иштикак (этимология), ‘илм ал-и‘раб (наука о флексиях), ‘илм ал-ма‘āни (риторика), ‘илм ал-байан (стилистика), ‘илм ал-’аруд (наука о стихосложении), ‘илм ал-кавафи (наука о рифмах), инша’ ан-наср (проза), кирду ш-ши‘р (наука о скандировании), ‘илму ал-китаба (наука о стилях письма) и ‘илм ал-мухадарт (наука о лекциях). Автор утверждает, что для постижения ‘аруда необходимо усвоить все вышеперечисленные двенадцать наук, потому что исследователь, не знающий этих наук, не сможет полностью познать суть ‘аруд а. Замахшари при написании данного произведения следовал традициям основателя теории ‘аруд а Халила ибн Ахмада и его последователей, однако в отличие от них в  ал-Кистас изменения, происходящие в стопах, не делятся на зихаф и  илла (дефекты в стопах). Автор освещает вопросы количества стоп, которые можно создать на базе основной стопы, и показывает способы и правила их образования. В разделе трактата, посвященном бахр ам (размерам) ‘аруд а, Замахшари в качестве примеров использует свои стихи, которые начи- наются c названий этих бахр ов. Бейты, написанные с большим мастерством, больше нигде не встречаются. Интересен раздел труда Замахшари, посвящен- ный кругам ‘аруд а, который требует серьезного научного подхода. В этом же разделе автор, преследуя цель облегчения изучения стихосложения, приводит ряд стихотворных отрывков, автором которых является, несомненно, он сам. Как и в разделе о бахр ах, в приведенных поэтических примерах раздел о кругах начинается с названий определенных бахр ов— тавил, басит, мутакариб и т. д. Еще одним сочинением, посвященным теории ‘аруд а, созданным в ХII веке в Мавераннахре, является небольшой труд ученого-энциклопедиста Абу Хафса ан-Насафи (1068–1142) Мухтасар ал-‘аруд ‘ала усул ал-ма‘руд в сборнике Матла‘ ан-нуджум ва маджма‘ ал-‘улум (Место восхода звезд и собрания наук) . Это произведение ан-Насафи представляет особый интерес поскольку оно пока известно в единственным экземпляре, который хранится в рукопис- ном фонде института востоковедения АН РУз имени Абу Рейхана Бируни под 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=