Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 213

Источниковедение и историография Японии: Памяти проф. В. В. Рыбина (1948–2014)
211
содержания драгоценных и других металлов (золота, серебра, меди), так как
весовые характеристики — пропорции золота и серебра, доля меди и других
металлов различались в зависимости от места и времени выпуска. Также
должны быть уточнены характеристики монет, выпускавшихся монетными
дворами бакуфу и частных феодальных собственников. Необходимо также
провести серьезную работу с письменными источниками, чтобы уточнить
математические принципы расчета соотношения металлов в монетах разных
типов. В целом предстоит много разноплановой работы, прежде чем историки
получат возможность определиться с выводами о количестве монеты, выпу-
щенной в стране в последние годы сёгуната.
Фаризова Н. О. (НИУ ВШЭ, Москва)
«Майгэцусё:» и «Тэйка дзиттэй» как основные источники
категории
усин
1
Фудзивара-но Тэйка (1162–1241) — величайший поэт и теоретик поэзии
японского средневековья. Будучи составителем знаменитых императорских
поэтических антологий, он оставил после себя и трактаты, традиционно отно-
симые к жанру
карон
(буквально: теория поэзии). Существует два основных
источника-трактата, из которых мы узнаем о поэтической категории
усин
(именно ее многие исследователи считают важнейшим элементом теории
и практики Тэйка). Это «Майгэцусё:» («Ежемесячные записки») и «Тэйка
дзиттэй» («Десять стилей Тэйка»).
Первый представляет собой письмо, отправленное Фудзивара-но Тэйка
неизвестному ученику. В нем содержатся инструкции и наставления начина-
ющему поэту. Второй источник представляет собой типичную для японского
средневековья «Поэтику»: в отличие от европейских «Поэтик», имеющих,
как правило, вид связного текста, японские поэты часто составляли поэти-
ки-антологии. Выявление критериев, законов, по которым такая антология
организована, предоставляется читающему.
«Тэйка дзиттэй» является сборником песен, распределенных по десяти
стилям, и не включает в себя никаких текстов помимо текстов самих песен. В
«Майгэцусё:» описаны те же десять стилей и утверждается, что
усин
превосхо-
дит все прочие стили поэзии. Не всеми японскими исследователями признается
подлинность данных источников, однако только по ним мы можем составить
представление о категории
усин
.
1
Само слово
усин
состоит из двух основ и записывается иероглифами иметь
и сердце. Таким образом, в первом приближении можно говорить о том, что песня
усин — это песня, имеющая «сердце», т. е. поэтическое содержание, которое и делает
ее выдающейся, выделяет среди прочих песен.
1...,203,204,205,206,207,208,209,210,211,212 214,215,216,217,218,219,220,221,222,223,...562
Powered by FlippingBook