Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 71

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
69
преподаватель А. Л. «...не только поставил на должный уровень изучение всех
афгановедческих дисциплин и вообще, по сути дела, возродил петербургскую
афганистику, но также внес особый стиль в отношения между Учителем и учени-
ками. Студентытянулись к нему, ходили домой за советамиикнигами, выпускники
приезжали издалека для бесед и наставлений» (
Стеблин-Каменский
2006, 19).
А. Л. Грюнберг выступил талантливым и дальновидным организатором
науки; его трудами был создан междисциплинарный и межинституциональный
«Семинар ленинградских афганистов» (впоследствии «Семинар петербургских
афганистов»). В ЛО Института Языкознания с апреля 1988 г. функционировал
социолингвистический семинар, который официально именовался «Язык
и общество»; заседания прервались вскоре после кончины Александра Лео-
новича
1
. К сожалению, не воплотились в жизнь планы А. Л. Грюнберга по
созданию академического журнала, посвящённого вопросам афганистики
и восточно-иранского мира в целом.
В 1980-х годах А. Л. получает заслуженное признание в европейской ира-
нистике. Для встречи с ним в Ленинград приезжают Ж. Фюсман (G. Fussman)
и П. Райшер (P. Reichert). В 1988 г. в Париже выходит французский перевод
книги «Ваханский язык». А. Л. вёл активную научную переписку с зарубеж-
ными коллегами, в 1993 г. преподавал афганский язык в Гамбургском универ-
ситете, где вёл занятия на немецком языке.
Огромным авторитетомА. Л. пользовался в Афганистане. С 1987 г. он оказы-
вал помощь Афганской Академии в создании письменностей для бесписьмен-
ных языков. Им были составлены на дари проекты алфавитов для белуджского,
пашаи и кафирских (или «нуристанских») языков; некоторые из них совместно
с афганскими коллегами. Как отмечал А. Л., основная трудность заключалась
в том, что алфавиты для этих языков с очень развитой системой вокализма
должны были непременно опираться на арабскую графику. В 1991–1992 гг.
по приглашению Афганской академии А. Л. проводит в Кабуле три месяца.
Трагические события, происходившие в Афганистане, постоянно волновали
А. Л., и в меру своих возможностей он пытался повлиять на советскую политику
в этой стране (см. его «Аналитические записки о положении в Афганистане
в 1987 г.», а также «Отчеты о командировках в Афганистан» в 1974 и 1987 гг.)
2
.
А. Л. консультировал советские политические органы по вопросам «политики
национального примирения» в Афганистане. Его аналитические записки легли
в основание этой прорывной политической технологии, успешно работавшей
в Афганистане до радикального изменения внешнеполитической ситуации
в конце 1991 — начале 1992 гг., и неоднократно удачно воспроизведенной
в иных конфликтных странах, но уже другими игроками.
1
См.: А. Х. Гирфанова. К социолингвистическому описанию тазов // Индоиранское
языкознание. СПб., 2006. С. 387.
2
Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. СПб., 2006. С. 41–62.
1...,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70 72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,...562
Powered by FlippingBook